Нарушается ли пост если была рвота
Аудио версия настоящей статьи:
Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота и самопроизвольное возвращение части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости) не нарушает пост [1].
Пункт о том, что рвота не нарушает поста, приведен в материале «Случаи, канонически не нарушающие пост». Здесь мне хотелось бы остановиться на этом более подробно, так как данное утверждение является богословским выводом из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
Хадисы по теме
(1) «У кого непроизвольная рвота, тому восполнять пост не нужно. [Пост не нарушен, и человек может благополучно поститься дальше, если нормально себя чувствует.] Кто же преднамеренно вызывает рвоту [и его на самом деле рвет], тому следует восполнить день поста» [2].
Большинство хадисоведов высказывали мнение о низкой степени достоверности этого хадиса, некоторые сочли его недостоверным [3], а кто-то отнес к достоверным [4].
Пояснения ученых
Например, имам [5] аш-Шавкяни делает вывод: «Хадис указывает на то, что если у человека без какого-либо его участия началась рвота, то она не нарушает поста и ему ничего не следует восполнять. Кто же сам вызвал рвоту, пост того нарушен и он восполнит его в последующем одним днем поста» [6].
Имам ‘Абдуль-халим Махмуд комментирует хадис так: «Непроизвольная рвота не нарушает поста. Если же человек, производя те или иные действия, вызывает ее сам, тогда пост нарушен и необходимо будет восполнить его одним днем поста» [7].
Известный мухаддис (хадисовед) имам ат-Тирмизи сказал: «Все мусульманские богословы следуют на практике именно этому хадису» [8]. Такого же мнения был и имам Ибн Мунзир [9].
(2) «Передается, что Пророка вырвало [однажды], и он прервал пост» [10].
Некоторые считали этот хадис наиболее достоверным по данной тематике [11]. Кто-то заявил о недостаточной степени его достоверности и, соглашаясь с возможностью его применения, говорил о необходимости проведения параллели с упомянутым ранее хадисом, в котором говорится о преднамеренном вызывании рвоты [12].
Итак, изучив эту тему в разных богословских источниках, в которых подробно изложены мнения авторитетных ученых первых поколений формирования мусульманского богословия, я могу сделать вывод: по данной теме нет хадиса, относительно достоверности которого все мухаддисы (хадисоведы) сошлись бы во мнении. Частичная достоверность в любом случае присутствует, тем более что хадисов несколько и они от разных передатчиков (от разных сподвижников).
Подавляющее большинство [13] ученых первых поколений (начиная с периода сподвижников), среди которых имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад ибн Ханбаль, соглашались в том, что «если человек сам вызвал рвоту, его пост нарушается. В последующем он восполнит его один к одному. Если же рвота произошла сама собой (человека тошнило и непроизвольно вырвало), тогда пост не нарушен» [14].
Что касается случая заполнения ротовой полости рвотной массой, упомянутого в самом начале этого материала, а также в 11-м пункте «Случаев, канонически не нарушающих пост» и оговариваемого в богословской литературе [15], то полагаю, что оговорка эта призвана отделить факт отрыжки от факта настоящей рвоты и нейтрализовать людскую мнительность и сомнения.
*
В первый день священного месяца во время поста почувствовал себя плохо на работе, меня затошнило, и началась рвота… Скажите, был ли мой пост нарушен? Р.
Непроизвольная рвота не нарушает поста. Сознательное вызывание рвоты (при котором ротовая полость заполняется рвотной массой) нарушает пост.
В 5-й день поста на сухур я поел немного фруктов, фиников и запил водой, после этого пошел в мечеть на Фаджр. После молитвы живот скрутило сильно, через некоторое время меня стошнило, это была непреднамеренная рвота, два или три раза вырвало. Уверен, что я ничего из этого не проглотил, сразу промыл рот водой, дабы избавиться от остатков пищи, затем продолжил пост. Один пакистанец сказал, что рвота на 100% портит пост, но я не обратил внимания на его слова и продолжил поститься. Придерживаюсь ханафитского мазхаба. Живу в Хьюстоне, в штате Техас, сам из Казахстана. Здесь очень жарко и влажно, работаю на парковке с 11 утра до 7 вечера, и в обед бывает адская жара. Скажу честно, поститься очень трудно. Что посоветуете? Бауыржан. США, Техас.
Непроизвольная, непреднамеренная рвота не нарушает поста. Сознательное вызывание рвоты (при котором ротовая полость заполняется рвотной массой) нарушает пост.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Произвольное вызывание рвоты (человек сам ее вызывает), при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 526, хадис № 8673, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 237, хадис № 719, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2380 и 2381, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 217, хадис № 1642.
[3] Подробнее о степени достоверности см., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 50; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 219; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.
[4] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1676, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 270, хадисы № 2380 и 2381, оба «сахих».
[5] Считаю уместным пояснить, что «имам» сейчас — это чаще предстоятель в молитве или работник мечети, проводящий намазы, и не факт, что у него имеются серьезный богословский базис, образование и высокий уровень знаний. Что же касается слова «имам», которое я применяю в данном тексте, то так называли и называют крупных ученых-богословов.
[6] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.
[7] См.: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 55.
[8] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 237.
[9] См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51.
[10] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 50; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218
[11] Приводятся слова имама ат-Тирмизи на этот счет. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 50.
[12] Подробнее см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.
[13] Некоторые говорили даже о едином мнении мусульманских богословов относительно того, что самостоятельное вызывание рвоты (когда человека именно вырвало в результате этого) нарушает пост. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218;
[14] См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 51; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 219; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 218.
[15] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1712.
Источник
1. Нарушает ли пост рвота?
Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:
«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост» (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).
مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ
От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).
2. Нарушается ли пост от уколов?
Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).
3. Можно ли во время поста глотать слюну?
В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).
4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?
В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:
«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах» (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).
مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ
В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).
ولا قضاء عليه ولا كفارة
(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).
5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?
В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).
6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?
Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).
7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?
Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:
1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.
2. Совершеннолетие и разум.
3. Наличие силы держать пост.
4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.
5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.
(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)
8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?
В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается» (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).
9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?
Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).
10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?
Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):
وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ
В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:
«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся)» (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).
Источник
Нарушает ли рвота пост?
Если человек умышленно станет вызывать рвоту, зная, что это запрещено, тогда пост будет нарушен и его необходимо возместить.
Однако, если рвота появится самостоятельно, тогда пост не будет нарушен, о чем свидетельствует хадис: «Тот, у кого была [непроизвольная] рвота, не обязан возмещать пост. Тот же, кто вызвал рвоту намеренно, должен возместить пост» (Ат-Тирмизи, 720).
Также пост не нарушается от умышленно вызванной рвоты, но с условием, что [такой человек] забыл о том, что он постится, или он не знал о данном запрете для постящегося. [Указанные причины] являются оправданием вследствие невежества, как и недавнее принятием Ислама или нахождение вдали от тех, кто [способен] обучить [данному вопросу], как указано в книге «Ат-Тухфат» (3/389).
السؤال: هل القيءُ مبطلٌ للصوم؟
الجواب: إن تعمد الصائمُ التقيؤ وهو عالمٌ بحرمته عليه فقد بطل صومه وعليه قضاؤه، أما إن غلبه القيءُ فلا يفطر؛ للحديث الصحيح:» مَن ذرعه القيءُ فليس عليه قضاء، ومن استقاء فليقض «. وكذلك لا يُفطرُ إن تعمد القيءَ لكنه كان ناسياً للصوم أو جاهلاً بحرمته على الصائم وهو معذورٌ بجهله كمن كان قريبَ عهد بالإسلام أو بعيداً عمن يعلم ذلك كما في «التحفة»(3/389).
Если человека одолела рвота, и он ненамеренно вернул часть рвотных масс в пищевод, то это не портит его пост
У меня второй месяц беременности, и в месяц рамадан у меня бывает рвота. Иногда она возникает незадолго до закатной молитвы, а иногда я чувствую, что часть рвотных масс возвращается в пищевод. Каково положение этого?
Хвала Аллаху Господу миров.
Во-первых, между учеными нет разногласий в отношении того, что намеренная рвота нарушает пост. Если же рвота одолела человека, то есть произошла ненамеренно, то она не портит пост. Об этом сказал аль-Хаттаби и Ибн аль-Мунзир. См. аль-Мугни (Т. 4. С. 368).
Доказательством этому является хадис, который передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит вас Аллах и приветствует, сказал: Тот, кого одолеет рвота, не обязан возмещать пост. А тот, кто вызвал рвоту намеренно, должен возместить пост[1].
Шейх Ибн Теймия сказал: Что касается рвоты, то если человек вызвал ее намеренно, то она нарушает пост; если же рвота одолела человека, то это не нарушает пост[2].
Шейху Ибн Базу задали вопрос о постящемся человеке, у которого произошла ненамеренная рвота: возмещать ему пост или нет. Он ответил: “Он не возмещает пост. Если же он вызвал рвоту, то в этом случае он возмещает пост”. В качестве доказательства он привел предыдущий хадис.
Шейху Ибн ‘Усаймину задали вопрос: Портит ли пост рвота днем в месяц рамадан? Он ответил: «Если человек вызвал рвоту намеренно, то это нарушает пост. Если же рвота произошла непроизвольно, то – не нарушает. Доказательство этому в хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах (был упомянут выше).
Если рвота одолела Вас, то пост это не нарушает. Если человек чувствует волнение желудка, и ощущает, что скоро у него произойдет рвота, должны ли мы сказать, что этот человек должен сдержать рвоту? Нет. Или он должен вызвать ее? Нет. Однако мы скажем, будьте нейтральны: не вызывайте рвоту и не препятствуйте ей. Если Вы вызовите рвоту, то это нарушит пост, а если сдержите ее, то навредите себе. Если рвота произошла непроизвольно, то пусть. Это не навредит Вам и не нарушит пост»[3].
Во-вторых, если какая-то часть рвотных масс вернулась обратно в пищевод ненамеренно, то его пост остается верным, так как это произошло не по воле человека.
Постоянному Комитету задали вопрос о человеке, который случайно проглотил часть рвотных масс.
Комитет ответил: Если человек вызвал рвоту намеренно, то пост его нарушился. Если рвота одолела его, то пост его остается верным. Также пост не нарушает случайное, не намеренное проглатывание рвотных масс[4].
[1] Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 720; аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверен.
[2] Ибн Теймия. Аль-Фатауа. Т. 25. С. 266.
[3] Ибн ‘Усаймин. Фатауа-с-сыям. С. 231.
[4] Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 10. С. 254.
islamqa
Источник