Рвота и стресс у детей
Рвота является частым состоянием в педиатрической практике, принося немало неприятностей родителям и ребенку. Она возникает при различных заболеваниях пищеварительной или нервной системы. Существует и особая разновидность симптома – психогенная. Мало кто слышал о такой, а значит, необходимо детальнее рассмотреть этот вопрос. Особое внимание стоит уделить аспектам ее возникновения, проявлениям и методикам коррекции.
Причины и механизмы
Ощущение тошноты и рвота знакомы практически каждому. Они малоприятны и могут становиться результатом широкого спектра патологии. Рвота представляет собой изгнание содержимого желудка, при котором сокращаются мышцы брюшного пресса, а кардиальный сфинктер и фундальный отдел расслаблены. На самом деле это защитный механизм, призванный очистить верхний отдел пищеварительного тракта от потенциально опасных веществ. Но в определенных ситуациях он носит иной характер.
Психогенная рвота имеет функциональный характер и зачастую вызывается сознательно (в большей или меньшей мере). Известно, что она широко распространена у детей. Предпосылками служат различные психотравмирующие ситуации, отношение к ним и поиск способов разрешения. Частыми причинами у ребенка можно назвать следующие:
- Повышенную тревогу и страх перед важными событиями.
- Неприятные ассоциации, связанные с пищей (насильственное кормление, неприятные запахи, образы фекалий, червей, крови).
- Конфликтные и стрессовые ситуации.
- Подавленные эмоции.
- Психические отклонения (булимия и анорексия, умственная отсталость).
Рвота может выступать для детей способом привлечь к себе внимание родителей, избежать какого-то события или получить желаемое. Возникнув однажды, она станет частым симптомом, который появляется именно в однотипных ситуациях. И если таким образом ребенку удалось получить ожидаемый эффект со стороны окружающих, рвота закрепляется в сознании по типу условного рефлекса.
Большое значение в механизме появления психогенной рвоты отводят личностным особенностям. Чаще всего ей подвержены дети с лабильной эмоциональной системой, повышенной тревожностью, другими невротическими или истероидными чертами характера. Иногда функциональная тошнота и рвота возникают в ответ на мысли о чем-то запрещенном и недопустимом (конверсионный механизм). С позиций психоанализа указанные симптомы считаются проявлением скрытого гнева, чувства вины, стыда или сексуальной незрелости.
Таким образом, предпосылки для психогенной рвоты следует прежде всего искать во внутриличностных аспектах. Их появлению способствуют неблагоприятные внешние факторы – стрессовые ситуации и конфликты (семейные, в садике и школе), дефекты воспитания, жилищные условия. У развивающейся личности они выводят внутренние проблемы наружу, соматизируют их и придают приоритет в определенных ситуациях. Поэтому для установления причины рвоты требуется провести детальное исследование различных сфер жизни пациента, оценить его личностные особенности и окружение.
Причины психогенной рвоты у детей зачастую скрыты от внимания родителей, но их все же придется поднимать на поверхность для устранения проблемы.
Симптомы
Большое значение для коррекции патологии принадлежит ее правильной диагностике. Сначала анализируются жалобы родителей и самого ребенка, а затем врач осматривает пациента. Особое внимание уделяется детализации субъективных симптомов, прежде всего самой рвоты:
- Время появления (после еды или в психотравмирующей ситуации, натощак).
- Периодичность (частая или редкая).
- Характер рвотных масс (количество, цвет, запах, примеси).
- Общее состояние ребенка (не изменено или нарушено).
Чаще всего такой невротической реакции подвержены дети в 5–7 лет, что может сохраняться и в дальнейшем. Приобретая форму невротического срыва, она возникает в ответ на определенную ситуацию, исход которой обладает тревожной стимуляцией для ребенка (экзамен, нарушение запрета, кормление и пр.). Как правило, рвота происходит без мучительных усилий и напряжения, легко и безболезненно. К сопутствующим психологическим проблемам у ребенка можно отнести:
- Приступы страха и паники.
- Плаксивость и раздражительность.
- Подавленность настроения.
- Снижение внимания и концентрации.
- Постоянная усталость.
- Расстройства сна.
- Заикание, нервные тики, энурез.
- Булимия и анорексия.
Нередко возникают истерические припадки, во время которых ребенок может кричать, падать на пол в судорогах и биться головой. Но эти приступы возникают лишь в присутствии стороннего наблюдателя, а в одиночестве проходят. При падениях и судорожных сокращениях мышц дети не причиняют себе повреждений. Эти признаки являются важными в плане дифференциальной диагностики.
Функциональный характер рвоты подтверждается отсутствием объективных признаков поражения пищеварительной системы, нарушений обмена веществ, хирургической патологии брюшной полости и прочих заболеваний, которые в иных ситуациях могли бы стать причиной рвоты. Нет болей в животе, патологических примесей в рвотных массах и стуле. Но при длительной невротизации вероятны функциональные расстройства со стороны вегетативной и сердечно-сосудистой систем:
- Учащение сердцебиения.
- Повышенная потливость.
- Головные боли.
- Нестабильность давления.
Все это относится к соматизированным проявлениям психологических проблем. И если их не решать, то с возрастом они лишь усугубляются. А длительные функциональные расстройства зачастую становятся базисом для появления различной органической патологии. Однако у старших детей усиливается психическая стабильность, что иногда приводит к прекращению рвоты.
Симптоматика психогенной рвоты четко вписывается в клиническую картину функциональных невротических реакций, принявших соматизированную форму.
Лечение
Чтобы избавить ребенка от рвоты на нервной почве, важно воздействовать не только на причину и провоцирующие факторы, но и на механизмы развития психогенных нарушений. Для этого необходим тандем психотерапевта и невролога. Если родители понимают, что у ребенка начинается приступ рвоты, следует попробовать общие мероприятия:
- Глубокое дыхание.
- Глоток холодной воды.
- Отвлечение от ситуации (визуальное, игровое).
- Положение лежа с приподнятой головой.
Важно обеспечить ребенку комфортные условия существования, минимизировать стрессовые воздействия, но в то же время не поддаваться на провокации с его стороны. Необходимо разорвать связи между негативными факторами и психикой ребенка. Для этого может потребоваться применение лекарственных средств:
- Седативных (валериана, пустырник).
- Витаминов и минералов (Магне B6).
- Солевых растворов (Регидрон).
Но определяющее значение, конечно же, отводится психотерапии (индивидуальной и семейной). С ребенком занимаются опытные специалисты, которые в игровой или другой доступной для понимания форме осуществляют диагностику состояния и коррекцию нарушений. Создается новый позитивный стереотип, который замещает патологический. Проводится работа с родителями и их обучение необходимым навыкам.
Проблема психогенной рвоты нередка среди детей. Она рассматривается как невротическая реакция на различные стрессовые воздействия. И чтобы ее устранить, важна комплексная коррекция. При грамотном лечении такая рвота легко преодолима и проходит бесследно, избавляя ребенка и родителей от надоевшей проблемы.
Источник
Психогенная рвота у ребенка возникает либо вследствие стресса, либо в преддверье нежелательного события. В отличие от физиологической рвоты, больной ребенок считает данное явление естественным. Рвота психогенного характера чаще проявляется у детей 4-15 лет.
Содержание:
Особенности расстройства
Симптомы заболевания
Способы диагностики
Лечение
Особенности расстройства
Психогенная рвота считается таковой, если она сопровождается симптоматикой свидетельствующей о нарушении психики. Если не обратиться за своевременным лечением, возможно:
- обезвоживание организма;
- резкий скачок внутричерепного давления, разрыв капилляров в головном мозге – инсульт;
- предпосылка к желудочно-пищеводному рефлюксу – попадание желудочного сока в ротовую полость с последующим попаданием в носоглотку (лор-заболевания, дисбактериоз ротовой полости);
- нарушение баланса кислотности в ЖКТ – разъедание слизистой ЖКТ (язвы, гастриты, диарея), застой каловых масс, растяжение стенок толстого кишечника с последующей перфорацией;
- растяжение стенок желудка (боли, воспаления и нагноения в ЖКТ, развитие инфекционных заболеваний).
Внезапную рвоту, вследствие отравления, следует отличать от психогенной: нет спазмов, утробных звуков, количество рвотных масс значительно, пища полностью или частично переваренная, рвота с характерным запахом желчи. Лечение детокс-препаратами от отравления приносит облегчение.
При психогенной рвоте ребёнок не старается предотвратить рвотный процесс. Зачастую рвота становится неотъемлемой частью жизни, способом привлечения внимания. Если по какой-либо причине рвота отсутствует, ребенок испытывает дискомфорт. Однозначно, проблема относится к компетенции психиатра и психотерапевта.
Симптомы заболевания
Тошнота психогенной природы бывает 3 видов: спонтанная – по причине внезапного стресса, периодическая – неврозы, постоянная – затяжное депрессивное состояние. Симптомы:
- Спонтанная – тошнота не зависит от приёма пищи. Рвоте предшествуют спазмы желудка, возможны головные боли. У детей 4-7 лет сильный испуг часто сопровождается плачем.
- Периодическая – в основном возникает вследствие одних и тех же событий или предшествует им. Ребёнок мало ест, повышенная нервозность, возможны резкие перепады настроения.
- Постоянная – повышенная потливость и низкое артериальное давление. Во время рвоты возможны скачки внутричерепного, глазного давления. Отсутствие аппетита и тяга к кислой пище. Ощущается постоянная слабость, головокружение, возможны кратковременные обмороки после рвоты.
Перечень симптомов психогенных расстройств может относиться и к уже развившемуся психическому заболеванию. Так, потливость и рвота могут свидетельствовать об аутизме. Если не обратиться за лечением к специалисту, с возрастом психическое самочувствие ребенка будет только ухудшаться. Перечень симптомов не исчерпывающий. Могут проявляться и другие: кровотечение из носа, ухудшение зрения, слуха. Психогенное расстройство способствует выводу кальция из организма вместе с рвотными массами – это становится причиной дряблости сосудов, тахикардии, гематом.
Болезнь на начальных стадиях протекает в скрытой форме. Только опытный психиатр может распознать психическое расстройство и назначить эффективный курс лечения.
Способы диагностики
Перед назначением курса лечения уточняется психогенная природа рвотного рефлекса. При схожей симптоматике проводится диагностика детских заболеваний, вызывающих тошноту: ветряная оспа, корь, скарлатина, свинка. Опытный врач определяет их наличие или отсутствие по проявлению характерных симптомов: сыпь, отёчность, красные пятна на коже. Для выявления расстройства врач задаёт ребёнку и родителям ряд вопросов:
- вызывает ли рвота дискомфортные ощущения;
- проводилось ли лечение антибиотиками и другими токсичными препаратами;
- каково эмоциональное состояние ребенка;
- параметры режима дня – длительность сна, учёбы, отдыха;
- когда и при каких обстоятельствах случаются приступы;
- тошнит ли по утрам.
Для определения степени тяжести психогенного расстройства проводятся:
- МРТ головного мозга – исследуются параметры желёз секреции, оболочки, разница потенциалов нейронов;
- энцефалограмма – динамика прохождения нервных импульсов, комплексная картина реакций на раздражители;
- биохимический анализ крови на гормональную активность.
Если заболевание не является расстройством пищевого поведения, мы направляем пациента на дальнейшее обследование и лечение к гастроэнтерологу, эндокринологу. Также проводится приём пациентов из других медучреждений с диагнозом РПП или симптоматикой, схожей с данным психическим расстройством, если терапия иных заболеваний привела к РПП.
Лечение
Независимо от причины, в первую очередь назначаются препараты, купирующие приступы тошноты. Большую роль в лечении психогенной рвоты у ребенка играет психотерапия. С пациентом занимается психолог. Назначается диетотерапия для восстановления полноценного снабжения организма необходимыми веществами и энергией. «Центр изучения расстройств пищевого поведения» в Москве немаловажную роль в лечении отводит диете. Рацион составляется в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями пациента. Наши специалисты оказывают психиатрическую помощь в стационаре и амбулаторно. Для тяжёлых больных работает реанимационная служба.
Источник
Всем добрый день!
Даже не знаю точно, в какой раздел отнести мой вопрос: то ли детский сад, то ли детской здоровье, то ли дети от 1 до 3. Остановлюсь здесь.
Ребёнку 2, 9 года, в садик пошёл в 2,3 г.
Адаптация ребёнка: По утрам плакал, не хотел идти. Но как только заходил в группу успокаивался, воспитатели отвлекали. Когда начали оставлять на дневной сон, то 2 раза по утрам после завтрака была рвота. Приезжала сразу забирала его, дома как ни в чем не бывало кл и играл. Через какое-то время начал ходить вообще без слез, были дни, когда даже не хотел уходить из садик. Иногда случались больничные, но он как-то быстро после них вливался в жизнь садика.
Но неделю назад немного приболел и мы оставили его дома подлечить, тем более была такая замечательная погода.
С понедельника этого пошёл в садик опять со слезами, а во вторник его затошнило опять после завтрака. Приехала забрала, дома опять как ни в чем не бывало. Вчера сходил нормально, а сегодня утром опять вырвало. Дома ни рвоты, ни тошноты нет. Температура и стул в норме. Настроение тоже.
Может у кого-то были подобные ситуации? К кому идти: к психологу или к неврологу?
Было также у ребенка, никуда не ходила, перерос, все нормально.
Но я не забирала из садика.
у моего брата весь садик и всю школу так было. То рвота, то живот болит, а если дома сидел, так нигде не чесалось :gy:
Не будет счастья – купим дурь!
Форумчанка:
Но я не забирала из садика.
У нас воспитатели звонят и говорят забирать, т.к. боятся, что вдруг КИ.
И сколько времени вам потребовалось?
А-мурка,
Я не думаю, что в нашем случае манипуляция, маленький ещё, не понимает и мы не акцентируем его внимание
Аноним ,
так брат тоже маленький был.
психосоматика это
Не будет счастья – купим дурь!
Психосоматика чистой воды. У меня тож тошнит по утрам, в вх все хорошо. Рвота один раз утром была.записались к неврологу. Отпишусь,если что посоветует.
МамаМама2013:
Отпишусь,если что посоветует.
Спасибо, буду ждать. Интересно послушать несколько мнений специалистов
вот и у нас такое началось, замечаю уже где то год, когда увидит кровь или когда ее сдаем, когда чего нибудь испугается, весь бледнеет, и начинает его рвать или тошнить.Вчера в их группу перевели детей из “подготовишки” временно, испугался их, пришел из сада, говорит “меня сегодня тошнило, и я поплакал немного, хотел домой, боюсь что эти “здоровяки” нас обижать будут”, сегодня утром встал, опять жаловался на тошноту, ну я уже поняла что в сад идти боится, хотя их и не тронули они, уже понафантазировал себе какие то ужасы.Нам 6 лет, уже боюсь, что будет когда мы в школу пойдем.Очень впечатлительный ребенок, тоже ломаю голову что делать.
Аноним,
Да, тоже впечатлительный ребёнок. Нам невролог перед д/с тенотен выписывал и когда проблема с рвотой началась, ребёнок пропил курс. Тенотен ли помог или совпало просто, но стало лучше. Сейчас опять начала его давать.
Это я к чему)) может вам тоже какого-нибудь успокоительного подавать, чтоб не волновался так сильно
Еще руки холодные были, мерз. Я сама мерзну когда нервничаю и тошнит
МамаМама2013,
согласна, у меня у самой такая фигня, когда нервничаю то не могу есть вообще, тошнит и морозит((( хотя взрослый человек уже…
Аноним автор темы:
Это я к чему)) может вам тоже какого-нибудь успокоительного подавать, чтоб не волновался так сильно
да я уж тоже про тенотен подумала. Я и сама очень впечатлительная, меня саму очень сильно “колбасит” когда за что нибудь переживаю.
У моего не рвота была, а кашель. Тоже как заходим в сад, начинал реветь и кашлять. Просили забрать. Забираю- дома не кашляет. Ну как то привык, прошло.
У нас тоже так было. Только раньше, до года. И к гастро бегали и к неврологу – успокоительные пить- толку ноль, случайно сделали уздг и ээг. Результат – эпи и нарушение кровотоков в шее. (((((( пролечились, стало лучше, а потом и совсем рвота ушла. Это наш частный случай, но уздг сосудов головы и шеи я бы на Вашем месте, автор, сделала.(((
Аноним,
Аноним:
у меня у самой такая фигня, когда нервничаю то не могу есть вообще, тошнит и морозит((( хотя взрослый человек уже…
То же самое… Думала, я одна такая.
Тут только успокоительное.
асеныш,
вот и приходится их пить…
МамаМама2013,
Аноним,
асеныш,
Ну если у взрослых такая реакция, что уж говорить о детях… Я тоже когда нервничаю, то есть не могу, но без тошноты.
Не я,
Спасибо! Да, надо со всех сторон проверится
Аноним ,
А как вы думаете если у ребёнка такая реакция на садик, может пока не водить?
Источник
Легко.Сына постоянно рвало с утра когда он плакал очень сильно, где то месяц это длилось пока не привык.
ОтветитьНравится
Мою тоже рвало один раз, но там она напрыгалась как сказали. Меня часто тошнит в стрессовых ситуациях. Может поперхнулся чем, закашляося и вот. Мне кажется рвет от стресса в очень редких случаях. Попробуйте с летсадовским психологом пообщаться, они должны наблюдать за адаптацией младшей группы, может она что подскажет.
ОтветитьНравится
у меня сына рвёт когда он сильно плачет. в саду тоже так было пару раз
ОтветитьНравится
Мой так плакал первое время а садике аж рвота открывалась… Как вспомню мне плохо становится. Через два месяца всё наладилось.
ОтветитьНравится
AnnetА проблем не было в желудком? Вот я за рвоту и переживаю.
ОтветитьНравится
СветланаНет он просто плакал сильно появлялись сопли и видно задыхался от этого и поэтому рвотный рефлекс открывался. С желудком не было проблем. Когда первое время не ел в садике, я утром кормила, а вечером он с порога на кухню бежал.
ОтветитьНравится
AnnetПоняла, спасибо.Ну, мой сначала совсем отказывался от еды, а вчера хоть покушал.Буду откармливать на выходных))
ОтветитьНравится
СветланаОх я как подумаю, что со вторым может быть тоже самое меня в дрожь бросает….
ОтветитьНравится
AnnetСама, сейчас спать мелкого укладывала и думала об этом.Судьба у нас такая у мам, переживать всю жизнь за детей
ОтветитьНравится
СветланаЭто только начало… Потом школа, девчонки… что нас ждёт???? Прям интересно!!!
ОтветитьНравится
У сына в группе такая девочка была. Повторялось. Дома всё нормально, а как в сад ведут — у ребёнка рвота. Так и не адаптировалась она. Пару месяцев с перерывами пытались её водить, в итоге — забрали, и не ходят.
ОтветитьНравится
НинаОй, бедняжка! Надеюсь, мы справимся!
ОтветитьНравится
Светлана
В некоторых садиках есть детские психологи, спросите в Вашем, может тоже есть, может что посоветует, чтоб ребёнку легче было.
ОтветитьНравится
НинаЕсть у нас комната психолога.Спасибо, узнаю.
ОтветитьНравится
Мне кажется может, Поговорите с малышом, он просто наверное не готов к такому повороту судьбы
ОтветитьНравится
олесяСпасибо.Да, он, вообще, в шоке, что мама с папой отдают его на весь день.
ОтветитьНравится
СветланаА что прям сразу на весь день.?..
У нас как то более с пониманием к детям, сперва с мамой ходят неделю две на 2-3 часа, потом самостоятельно до обеда, ну и через недельку на весь день.
Жалко сынульку…
ОтветитьНравится
СветланаМожет ему там не нравится? распросите, может обижают.я вот тоже нервничаю, когда в новом коллективе на работе, а это малыш, может с кем то его подружить из группы, чтоб ему не одиноко было, сходить с мамочками и детками куда то, а там уже у него друзья появяться и ему по легче будет
ОтветитьНравится
Tatiana
Да, на весь день.Мы ходили 4 месяца назад, тоже начинали с 2-3 часов, только без мам.Потом маленький родился и забрали, сейчас снова пошли, он помнит, что такое сад.Плачет, что без папы не может.Воспитатель говорит, что в течении дня пару раз папу вспоминает, переживает, а так не плачет, только утром минут 10-15, когда приводим.
ОтветитьНравится
олесяМой старший тоже криком кричал… неделю походили и дома остались, повела в 4 года, ему там не нравилось. Ходил редко.
Хотя сад причудесный был.
ОтветитьНравится
олеся
Он плохо разговаривает у нас, но что к детям не хочет говорит, хотя играли вместе.А последнее время воспитательница говорит, что за ней хвостиком ходит, по папе скучает и всё тут, но бывали случаи хуже, сказала, что сын молодец, держится.Ох, уж этот сад.Быстрее бы адаптировался.
ОтветитьНравится
TatianaМне из декрета выходить нужно будет всё равно.Думала, оставить, но вдруг потом хуже будет, а работать надо.
ОтветитьНравится
СветланаУдачи вам!!!
Когда старше станет, больше уверенности в нем самом появится и сад не будет так страшен.
Я б повременила до лет 4.
ОтветитьНравится
СветланаЕсли у папы есть возможность, то пусть с ним играет вечером и как то деликатно обьяснит, что он ему дорог и что сад это на не накозание, что он его любит и если что если его кто то обидет, он его обязательно защетит.
ОтветитьНравится
олесяСпасибо большое)))Эту неделю они даже спят вместе)Кстати, сегодня сын повеселее вечером был, разыгрались с папой, еле спать положила обоих)))
ОтветитьНравится
СветланаНу, так все наладится, у нас папа до поздна когда работает малой тоже целый день ходит папа-папа, а телефон звонит, сразу бежит-папа говорит)))
ОтветитьНравится
олесяО, да, это неописуемая радость, особенно, когда с работы встречает папу!!!
ОтветитьНравится
Не думаю, что это проблемы с желудком. Моего рвало на ровном месте. Как в сад пришли (не первый день) — так прям в раздевалке. и абсолютно здоров был и до и после.
ОтветитьНравится
Надеждапросто, он не кушает там, поэтому и думаю
ОтветитьНравится
СветланаДочь второй год ничего в саду не ест. Когда стали ходить в сад ночами вскрикивала очень беспокойная была.
ОтветитьНравится
думаю, что может быть из-за стресса. Понаблюдайте за ним, чтобы другое ничего не беспокоило. Если будет повторятся, то лучше проконсультироваться у врача. У меня когда сестра за мужа после аварии переживала сильно, ее тоже рвало и не один раз.
ОтветитьНравится
Царевна Лягушка
Спасибо.Как раз на выходных и понаблюдаю.Если что к педиатру.Нам ещё к неврологу в среду, может пропишет, что-нибудь, чтоб поспокойнее был, хотя бы чай ромашковый
ОтветитьНравится
бедняжка((((
ОтветитьНравится
ЛилуУ нас папа водит в сад, я не могу пережить этих маленьких слёз(((А сегодня и наш железный папа, пожаловался, что не может уже держаться, у самого слёзы наворачиваются.А что делать… надо привыкать к саду((
ОтветитьНравится
Светланау нас так же было((. Правда без рвоты, но орал ночами, а папа — ноль эмоций
ОтветитьНравится
ЛилуУ нас тоже 2 ночи плачет по ночам(( Так мы только у невролога пролечились от ночных криков, уже 2 месяца спали спокойно, а тут всё сначала.Быстрее бы привык!
ОтветитьНравится
Светланана быстро не надейтесь, раз такой чувствительный. Мой за год кое-как привык, а совсем свободно стал ходить последний год, т.е. в 5 лет
ОтветитьНравится
ЛилуДа, лишь бы истерик поменьше стало.
ОтветитьНравится
МилочкаДа, тяжело, конечно((А что делать, на работу всё равно выходить когда-то.Боюсь дома посидим ещё, потом совсем не захочет идти.
ОтветитьНравится
Запросто может быть стресс
ОтветитьНравится
стресс. У моего такое же было
ОтветитьНравится
СветланаУ моего в течение полу года такое было, но у меня ребенок особенный- сильно подвержен стрессу при смене привычной обстановки. Со временем ваш малыш вольется в коллектив и все наладится.
ОтветитьНравится
Натоха Шутова
Мы только пролечились у невролога от гипперактивности и ночных истерик и вот всё заново.Спасибо)
ОтветитьНравится
Легко! Моего так пару раз рвало
ОтветитьНравится
МАтьДВухЦАрейЭто однократно такое было? В саду кушал?
ОтветитьНравится
Источник
Ой бедненький!!! Я думаю может, но это какой стресс должен быть!!! Хотя у детей нервная система только формируется.
ОтветитьНравится