Дурмана девочка наелась тошнит

Дурмана девочка наелась тошнит thumbnail

Файл bun29g.jpg

В. Н. Бунина — гимназистка.

— Дай мне звезду, — твердит ребенок сонный,

— Дай, мамочка

………………………………….

— Дай, мамочка… Она с улыбкой нежной

Берет худое личико: — Что, милый?

— «Вон ту звезду…» — «А для чего?» — «Играть…»

………………………………….

И кончается:

Прекрасна ты, душа людская! Небу

Бездонному, спокойному, ночному,

Мерцанью звезд подобна ты порой!

За природой в сознание Вани входят животные. И только с переходом из младенчества в детство жизнь его начинает наполняться людьми, хотя в ту пору он совсем не помнит братьев; вероятно, они на него не обращали внимания, — слишком велика была разница в возрасте. Между старшими сыновьями и Ваней было четверо детей: три сына — Анатолий, Сергей, имя третьего Иван Алексеевич забыл, и одна дочь Олимпиада.

После матери, которую он запомнил еще в Воронеже, он осознал няньку, отца, новорожденных сестер, слуг и, наконец, пастушат.

Самое сильное из радостных событий его детства была поездка в Елец, — ему нужно было купить сапожки, и родители взяли его с собой в город.

У ребенка эта поездка оставила глубокий след. В «Жизни Арсеньева» Бунин так пишет о ней: «Эта поездка, впервые раскрывшая мне радости земного бытия, дала мне еще одно глубокое впечатление». На возвратном пути из города, где его очаровали и берестовая коробочка с блестящей ваксой, и сапожки, о которых кучер сказал: «В аккурат сапожки», и эти слова запомнились Ване на всю жизнь, и подаренная плетка со свистком, а главное «звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком великолепии, в такой роскоши, какие не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить впоследствии пирамида Хеопса», он увидал за решеткой тюремного окна узника, «с желтым пухлым лицом, на котором выражалось нечто такое сложное и тяжелое, чего я еще тоже отроду не видывал на человеческих лицах: смешение глубочайшей тоски, скорби и тупой покорности, и вместе с тем какой-то страстной и мрачной мечты», как не раз рассказывал он мне и писал в «Жизни Арсеньева».

Года через два родились сестры Вани, одна за другой: сначала Мария, потом Александра. И его перевели спать к отцу. С этого времени у мальчика начинается восхищенная любовь к нему и увлечение холодным оружием, висевшим по стенам кабинета. {30}

Алексей Николаевич Бунин принадлежал к тем редким людям, которые, несмотря на крупные недостатки, почти пороки, всех пленяют, возбуждают к себе любовь, интерес за благостность ко всем и ко всему на земле, за художественную одаренность, за неиссякаемую веселость, за подлинную щедрость натуры.

В его доме даже во времена крепостничества никого не наказывали. Никаких наказаний не существовало и для детей. Рассказывали со смехом, что однажды он, рассердившись, повел старших сыновей в сад, чтобы они сами себе сорвали для порки прутья, но на этом дело и кончилось, розги были сломаны, и отец их отпустил, сказав, чтобы в будущем они вели себя хорошо.

Маленький Ваня рос, окруженный лаской и любовью. Но в душе его жила грусть. Услыхав от взрослых фразу: «Ему и горя мало» и поняв ее по-своему, он стал часто задумываться, сидя у окна с ручонкой под подбородком, и однажды, на вопрос, что с ним,— отвечал:

— У меня горя мало.

В детстве он картавил, не произносил буквы «р». Он думает, что это было из подражания кому-нибудь, ибо когда брат Евгений накричал на него за это, — ему было уже лет восемь, — он сразу перестал картавить. Но в детстве, выходя из себя, если не исполнялось его желание, он падал на пол и кричал: «Умиаю-ю! умиаю-ю!»

С очень раннего возраста обнаружились в мальчике две противоположные стороны натуры: подвижность, веселость, художественное восприятие жизни, — он рано стал передразнивать, чаще изображая комические черты человека, — и грусть, задумчивость, сильная впечатлительность, страх темноты в комнате, в риге, где, по рассказам няньки, водилась нечистая сила, несмотря на облезлую иконку, висящую в восточном углу. И эта двойственность, с годами изменяясь, до самой смерти оставалась в нем. Все, кто соприкасался с ним, хорошо знали его первые свойства, но очень немногие, только близкие по духу, знали о его других чертах.

Эта двойственность зависела от резко противоположных характеров родителей.

Мать имела характер меланхолический. Она подолгу молилась перед своими темными большими иконами, ночью простаивала часами на коленях, часто плакала, грустила. Все это отражалось на впечатлительном мальчике.

А тревожиться и горевать у нее уже были основательные причины: долги все росли, дохода с хутора было мало, а семья увеличивалась — было уже пять человек детей.

Уравновешивал грустную атмосферу дома отец. Он, когда не пил, за столом бывал всегда весел и оживлен, хорошо рассказывал, представлял всех в лицах. Особенно часто вспоминал Севастопольскую кампанию, когда они с братом Николаем, рано {31} умершим, с собственным ополчением отправились на войну. Повествовал, как их по городам встречали колокольным звоном, как он играл в карты с писателем Львом Николаевичем Толстым… Оба они с братом в то время были холостыми и изрядно порастрясли свое состояние. До Севастопольской кампании он никогда не брал в рот вина, а там попробовал. Все эти рассказы очень волновали маленького сына, а когда он подрос и стал читать «Детство и отрочество» и «Севастопольские рассказы», то восторгу не было границ. И этот писатель живет всего в ста верстах от них!

В детстве он впервые ощутил смерть: деревенский мальчишка из пастушат сорвался вместе с лошадью в Провал, находившийся в поле за усадьбой, нечто вроде воронки с илистым дном, покрытой бурьяном и зарослями.

Вся усадьба кинулась спасать, но и пастушонок, и лошадь погибли. Слова: «мертвое тело», сказанные при Ване, ужаснули его. Он долго жил под впечатлением этой смерти. Часто смотрел на звезды и все думал: «На какой душа Сеньки?»

Читайте также:  Изжога боли в животе тошнит

Вот как он сам пишет об этом в «Жизни Арсеньева»:

«Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти. Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни). Протопоп Аввакум, рассказывая о своем детстве, говорит: «Аз же некогда видех у соседа скотину умершу и, той нощи восставши, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смерть, яко и мне умереть…» — «Вот к подобным людям принадлежу и я».

Когда подросла Маша, то он стал с ней проводить свои досуги. Иногда он будил ее на заре и уговаривал пойти «встречать зою», обещая ей рассказывать сказки. И если она соглашалась, то они через окно выскакивали в сад, и он вел ее за ручку на гумно и, чтобы она не заснула, исполнял обещание. Любимой его сказкой была «Аленький цветочек», рассказывал он и в ту пору хорошо.

Любили дети проводить время и в каретном сарае. Особенно бывало уютно куда-то ехать в дедовском возке, и тогда он тоже рассказывал сестренке всякие истории. Нравилось им на дворе прятаться под края каменного корыта, вросшего в землю.

Много времени они проводили летом и с пастушатами, которые научили их есть всякие травы, буйно росшие за огородом, за кухней, за варком. Но однажды они чуть не поплатились жизнью. Один из пастушат предложил им попробовать белены. Родителей не было дома, но их решительная няня, узнав об этом, стала отпаивать детей парным молоком, чем и спасла их.

Его стихи «Дурман», написанные через несколько десятков лет, были отчасти автобиографические. {32}

Файл bun33g.jpg

И. А. Бунин. 1889.

Дурману девочка наелась.

Тошнит, головка разболелась,

Пылают щечки, клонит в сон,

Но сердцу сладко, сладко, сладко, —

Все непонятно, все загадка,

Какой-то звон со всех сторон,

Не видя, видит взор иное,

Чудесное и неземное,

Не слыша, ясно ловит слух

Восторг гармонии небесной —

Источник

À ÷òî æå íàì íà ùèò âïèñàòü? Äàòóðû íî÷è èëè òüìû, Òóáàëà ìåäíóþ ïå÷àòü èëè àêàöèþ Õèðàìà?

 ×òî çíà÷èò “äàòóðû íî÷è”?
         

        Äóðìàíó äåâî÷êà íàåëàñü,
        Òîøíèò, ãîëîâêà ðàçáîëåëàñü,
        Ïûëàþò ùå÷êè, êëîíèò â ñîí.
        Íî ñåðäöó ñëàäêî, ñëàäêî, ñëàäêî:
        Âñ¸ íåïîíÿòíî, âñ¸ çàãàäêà,
        Êàêîé-òî çâîí ñî âñåõ ñòîðîí:

             Íå âèäÿ, âèäèò âçîð èíîå,
             ×óäåñíîå è íåçåìíîå,
             Íå ñëûøà, ÿñíî ëîâèò ñëóõ
             Âîñòîðã ãàðìîíèè íåáåñíîé –
             È íåâåñîìîé, áåñòåëåñíîé
             Ÿ äîâåë äîìîé ïàñòóõ…  ( È.À. Áóíèí )

   ×åðåç âñþ ìèñòèôèêàöèþ Ì.Â. Âîëîøèíà ñ ×åðóáèíîé äå Ãàáðèàê ïðîõîäèò òåìà ñèìâîëèêè öâåòîâ, òðàâ è ðàñòåíèé. Íà÷èíàÿ ñ ïîäàðåííîãî Íèêîëàåì Ãóìèë¸âûì  áóêåòèêà ôèàëîê Å. Äìèòðèåâîé è ÷òåíèÿ èì ñòèõîâ èç ñáîðíèêà «Ðîìàíòè÷åñêèå öâåòû» äî çàâåðøàþùåãî âûçîâà íà äóýëü ïîä àðèþ «Çàêëÿòèå öâåòîâ» (èç îïåðû «Ôàóñò» â èñïîëíåíèè Ô¸äîðà Øàëÿïèíà). Ìåæäó ýòèìè ñîáûòèÿìè îñîáíÿêîì ñòîèò ãåðá  ×åðóáèíû äå Ãàáðèàê, îïèñàííûé â ñòèõîòâîðåíèè «Íàø Ãåðá».   ýòîì ñàìîì ãåðáå (âñåì æåëàþùèì) ïðåäëàãàåòñÿ ñàìèì ðàçîáðàòüñÿ, ÷òî æå äîëæíî áûòü íà ÷åðâë¸íîì ùèòå ãåðáà, –  «Äàòóðû íî÷è, Ðîçû õðàìà, Òóáàëà ìåäíàÿ ïå÷àòü èëè àêàöèÿ Õèðàìà»(?). Ïîñëå îïðåäåëåíèÿ öâåòêà íà ùèòå ìîæíî ïîíÿòü, êòî ïèñàë ñòèõîòâîðåíèå,  –  Âîëîøèí èëè Äìèòðèåâà, èëè æå ýòî èõ ñîâìåñòíîå ïðîèçâåäåíèå, ÷òî è ïîäðàçóìåâàåò  ñàìî íàçâàíèå «Íàø ãåðá».

  «Äàòóðû òüìû (èëè íî÷è)»
  Îäèí èç çíàìåíèòûõ õóäîæíèêîâ ñðåäíåâåêîâüÿ, Èåðîíèì Áîñõ, ñîçäàë êàðòèíó ïîä íàçâàíèåì «The Garden of Desires» («Ñàä æåëàíèé»). Öâåòî÷íûå êîíñòðóêöèè, ñðåäè êîòîðûõ íàðèñîâàíû ôðóêòû, à òàêæå íåèçâåñòíûå ïëîäû ÷åì-òî íàïîìèíàþò êîëþ÷èå ïëîäû òðàâû äóðìàí (ñåìåéñòâî Ïàñë¸íîâûõ). Èçîáðàæåíèå íà êàðòèíå, è êàðòèíà â öåëîì, íàïîëíåíà íàì¸êàìè î íåîáû÷íûõ ñïîñîáíîñòÿõ ñòðàííûõ ïëîäîâ. Ìíîãèå ýêñïåðòû ñ÷èòàþò ýòó êàðòèíó îñíîâíûì èñòîðè÷åñêèì àðòåôàêòîì, ïîäòâåðæäàþùèì ôàêò èñïîëüçîâàíèÿ äóðìàíà õóäîæíèêîì â òâîð÷åñêèõ öåëÿõ. Âîçìîæíî, ýòî íå åäèíñòâåííàÿ ðàáîòà È. Áîñõà, íàïèñàííàÿ â èçìåí¸ííîì ñîçíàíèè ïîä âëèÿíèåì ýòîé òðàâû.
 Ïñèõîàêòèâíîå èñïîëüçîâàíèå äóðìàíà îáûêíîâåííîãî ñîâïàäàåò ñ èñïîëüçîâàíèåì äóðìàíà èíäåéñêîãî Datura innoxia. Àöòåêè ñ÷èòàþò, ÷òî ëèñòüÿ äóðìàíà âîíþ÷åãî ìîãóò óáèòü ò¸ìíûå ñèëû, êîòîðûå ïîñåùàþò íåâèííûå äóøè, à òàêæå îòïóãíóòü âåäüì è êîëäóíîâ. Äàîññêàÿ ëåãåíäà îòíîñèòñÿ ê ðàñòåíèþ êàê ê öâåòêó îäíîé èç ïîëÿðíûõ çâ¸çä. Ñîãëàñíî èñòîðèè, ïðèøåëüöû ñ ýòèõ çâ¸çä èçîáðàæàëèñü, êàê ïðàâèëî, ñ öâåòêîì äóðìàíà.
  Ïëåìåíà Ìàéÿ íàçûâàþò äóðìàí âîíþ÷èé «mehen xtoh-k’uh», ÷òî â ïåðåâîäå îçíà÷àåò «ìàëåíüêîå ðàñòåíèå, íàïðàâëåííîå ê áîãàì».  Þæíîé Àìåðèêå äóðìàí îáûêíîâåííûé èçâåñòíûé ïîä íàçâàíèåì ñhamico. Ñhamico ïðîèñõîäèò îò ñëîâà chamakani, ÷òî ïåðåâîäèòñÿ, êàê «ïðîðèöàòåëü». Äóðìàí ÿâëÿåòñÿ ñîñòàâëÿþùåé ÷àñòüþ ãàëëþöèíîãåííîãî ñíàäîáüÿ øàìàíîâ è âåäüì. Øàìàíû ñ ïîìîùüþ ýêñòðàêòîâ èç ýòèõ ðàñòåíèé ñîâåðøàëè àñòðàëüíûå ïóòåøåñòâèÿ, ðàçãîâàðèâàëè ñ äóõàìè, èñïîëüçîâàëè â ðèòóàëàõ ãàäàíèé è ïîäîáíûõ öåðåìîíèÿõ. Ïî÷åìó? À ïîòîìó, ÷òî ýêñòðàêòû äóðìàíà  äàþò èì ïîñëå óïîòðåáëåíèÿ ñíàäîáüÿ «êðûëüÿ». Äóðìàí èñïîëüçóþò â ðèòóàëàõ èíèöèèðîâàíèÿ, è äëÿ òîãî ÷òîáû ïîëó÷èòü  âíåòåëåñíûé  îïûò, à òàê æå äëÿ ðàçãîâîðà ñ ïðåäêàìè (ñ äóõàìè ïðåäêîâ â àñòðàëå).

  Íà îñòðîâàõ Êàðèáñêîãî ìîðÿ äàòóðà òàêæå èñïîëüçîâàëàñü êàê ìàãè÷åñêîå ðàñòåíèå. Çäåñü îíî áûëî èçâåñòíî, êàê “herbe aux sorciers” è “concombre-zombi” – ñîîòâ. «òðàâà êîëäóíîâ» è «çîìáè-îãóðåö». Ñàìè íàçâàíèÿ ýòè óêàçûâàþò íà îáëàñòü ïðèìåíåíèÿ äóðìàíà – çîìáèðîâàíèå. Åæåäíåâíî äîáàâëÿåìàÿ äîçà äàòóðû ïîääåðæèâàëà «ïîäîïûòíîãî» ÷åëîâåêà â ñîñòîÿíèè ïîñòîÿííîãî ãèïíîçà. Äóøà æåðòâû áóêâàëüíî âûäàâëèâàëàñü èç òåëà, çîìáè ïîëíîñòüþ òåðÿë îùóùåíèå ñåáÿ è ñâîåé èäåíòè÷íîñòè â îêðóæàþùåì ìèðå.

    Àíãëèéñêèé áîòàíèê Äæåðàðä íàø¸ë óïîìèíàíèå î äóðìàíå ó ãðå÷åñêîãî àâòîðà Òåîêðàòóñà, êîòîðûé íàçûâàåò åãî ãèïïîìàíèåé – òðàâîé, âûçûâàþùåé áåçóìèå ó ëîøàäåé. Òàêæå ãðå÷åñêèé àâòîð ñ÷èòàë, ÷òî äóðìàí èñïîëüçîâàëñÿ â Äðåâíåé Ãðåöèè æðåöàìè Àïîëëîíà ïðè âõîæäåíèè â òðàíñ âî âðåìÿ ïðîðî÷åñòâ.  Îáëàäàÿ óäèâèòåëüíîé ýðóäèöèåé, ïîýòó ñ ìèôîëîãè÷åñêèì ìûøëåíèåì äî ìîçãà êîñòåé, ïî âîñïîìèíàíèþ Ìàðèíû Öâåòàåâîé, íå òðóäíî áûëî çàòåÿòü ëèòåðàòóðíóþ èãðó ñî ñëåäóþùèì ñîäåðæàíèåì. Ïóñòü ðåäàêòîð æóðíàëà «Àïîëëîí» îòêàçàë ïîýòåññå Åëèçàâåòå Äìèòðèåâîé â ïóáëèêàöèè ñòèõîâ. À åñëè îòïðàâèòü ñòèõè ñàìîìó Àïîëëîíó ÷åðåç âåðõîâíîãî æðåöà Ìàêîâñêîãî â æóðíàë ñ îäíîèì¸ííûì íàçâàíèåì áîãà Ãèïåðáîðåè, òî ïóáëèêàöèÿ è óñïåõ áóäóò îáåñïå÷åíû. Èìåííî ïèôèè áûëè æðèöàìè-ïðîðèöàòåëüíèöàìè â õðàìå Àïîëëîíà (â Äåëüôàõ íà ãîðå Ïàðíàñ).  Äåëî îñòàâàëîñü çà ìàëûì, – Äìèòðèåâîé íåîáõîäèìî ñòàòü… Ïèôèåé. Íî, íå ïîíàðîøêó, à âçàïðàâäó ñî âñåìè ñîîòâåòñòâóþùèìè àòðèáóòàìè. Ñ îáðÿäîì èíèöèàöèè, – ñìåðòüþ â ïðîøëîé  è âîñêðåøåíèþ â æèçíè íîâîé, ïðè ýòîì äîëæíî ïîìåíÿòüñÿ èìÿ, ÷òîáû ÷åëîâåê íà÷àë âåñòè æèçíü, ñîâåðøåííî îòëè÷íóþ îò òîé, ÷òî îí â¸ë ðàíåå, îñîçíàâàÿ ñåáÿ äðóãîé ëè÷íîñòüþ. Îáðÿä èìååò ïðàâî è äîëæåí ïðîâîäèòü òîëüêî Æðåö èëè Ìàñòåð, íî çäåñü âñ¸ â ïîëíîì ïîðÿäêå. Îáùåèçâåñòíî, ÷òî çà íåñêîëüêî ìåñÿöåâ äî ïðèåçäà Äìèòðèåâîé â Êîêòåáåëü Ì.Âîëîøèí, áóäó÷è â Ïàðèæå, ïîëó÷àåò ñòåïåíü ìàñîíñêîãî Ìàñòåðà. À, çà ÷åòûðå ãîäà äî îïèñûâàåìûõ ñîáûòèé,  åù¸ â 1905 ãîäó â Ïàðèæå ñäà¸ò ìàñîíñêèé ýêçàìåí è ïîëó÷àåò ïîñâÿùåíèå â ëîæå «Òðóä è èñòèííûå âåðíûå äðóçüÿ».  àïðåëå òîãî æå ãîäà îí ïåðåõîäèò â ëîæó «Ãîðà Ñèíàéñêàÿ».   
             
 Ê ìåñòó áóäåò ñêàçàíî, ÷òî ïîýò Èííîêåíòèé Àííåíñêèé â êîíöå òîðæåñòâåííîãî îáåäà â ðåñòîðàíå «Äàíîí», ïî ñëó÷àþ îòêðûòèÿ íîâîãî æóðíàëà, ïðîèçíåñ¸ò ðå÷ü âî ñëàâó «âåðõîâíîãî æðåöà Àïîëëîíà» êîèì, ïî åãî ìíåíèþ, ÿâëÿåòñÿ  ãëàâíûé ðåäàêòîð Ñåðãåé Ìàêîâñêèé, åìó â ýòîò äåíü èñïîëíèëîñü äåñÿòèëåòèå ëèòåðàòóðíîé äåÿòåëüíîñòè. Ýòî âûñòóïëåíèå ñëóæèò êîñâåííûì ïîäòâåðæäåíèåì òîãî, ÷òî Ì.Âîëîøèí ñâîåé ìèñòèôèêàöèåé ïîäûãðàë óæå äî íåãî è áåç íåãî ñëîæèâøåéñÿ ëèòåðàòóðíîé èãðå. «Àïîëëîí» – æóðíàë, ãëàâíûé ðåäàêòîð, – âåðõîâíûé æðåö Àïîëëîíà, íó åñëè òàê, òî äî ïîëíîòû êàðòèíû ïðîñòî íåîáõîäèìà Ïèôèÿ: æðèöà õðàìà Àïîëëîíà, âïàäàþùàÿ â ïðîðî÷åñêèé ýêñòàç. Ïî ñâèäåòåëüñòâó àâòîðèòåòíûõ èñòîðèêîâ çàïîðîæñêèå êàçàêè-õàðàêòåðíèêè (îò êîòîðûõ â¸ë ñâîé ðîä ïî îòöó Ìàêñèìèëèàí Àëåêñàíäðîâè÷ Âîëîøèí) ìíîãîêðàòíî èñïîëüçîâàëè äóðìàí äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ ïüÿíîãî ì¸äà, ÷òîáû îáúåâøèõñÿ èì íåïðèÿòåëåé ñ ë¸ãêîñòüþ áðàòü â ïëåí.

Читайте также:  Тяжело дышать когда тошнит

×òî æå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ýòî óäèâèòåëüíîå ðàñòåíèå ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ?   Îá ýòîì çäåñü, –
  https://ru.wikipedia.org/wiki/Äóðìàí

Îñíîâíîé öåííîñòüþ äóðìàíà äëÿ ìåäèöèíû ÿâëÿþòñÿ åãî àëêàëîèäû, îòíîñÿùèåñÿ ê êëàññó òðîïèíîâ. Ýòî àòðîïèí, ñêîïîëàìèí, ãèîñöèàìèí è ãèîñöèí, à âñÿ ãðóïïà îáúåäèíåíà ïîä íàçâàíèåì ñòðàìîíèíû èëè äàòóðèíû. Èç-çà íàëè÷èÿ ýòèõ âåùåñòâ, äóðìàí èñïîëüçîâàëñÿ â íåêîòîðûõ êóëüòóðàõ íà ïðîòÿæåíèè âåêîâ êàê ÿä è ãàëëþöèíîãåí. Âñå ýòè âåùåñòâà, â ðàçëè÷íîé êîíöåíòðàöèè, ïðèñóòñòâóþò âî âñåõ ÷àñòÿõ ðàñòåíèÿ, êîëè÷åñòâî èõ óâåëè÷èâàåòñÿ â íî÷íîå âðåìÿ è óìåíüøàåòñÿ äí¸ì, à òàêæå âî âðåìÿ ñåçîíà äîæäåé. Äåéñòâèå äóðìàíà ñèëüíåå â íî÷íîå âðåìÿ.   
«Äàòóðû òüìû» íà ãåðáå ×åðóáèíû äîëæíû îçíà÷àòü âûñøóþ ñòåïåíü ãàëëþöèíîãåííîãî ñâîéñòâà ðàñòåíèÿ â ò¸ìíîå âðåìÿ ñóòîê. Âîçíèêàåò çàêîíîìåðíûé âîïðîñ äëÿ ÷åãî, äëÿ êîãî?

Âîëøåáíûé «êðåì Àçàçåëëî» äàâøèé áóëãàêîâñêîé Ìàðãàðèòå íå òîëüêî âîçìîæíîñòü ñòàíîâèòüñÿ íåâèäèìîé ïî æåëàíèþ, íî è ñïîñîáíîé ëåòàòü,  äîëæåí áûë ïî ñâèäåòåëüñòâó èññëåäîâàòåëåé ïî øàìàíèçìó  âêëþ÷àòü â ñåáÿ Äàòóðó èëè Äóðìàí.  ×ðåçìåðíûå äîçû äóðìàíà òîêñè÷íû è ìîãóò ïðèâåñòè ê “÷åðíûì äûðàì”, òî åñòü   àìíåçèè, ïðîâàëàì â ïàìÿòè, êîòîðûå ñïîñîáñòâóþò ïåðåïðîãðàììèðîâàíèþ ëè÷íîñòè  ÷åëîâåêà,  ñîçäàþò ïðåäïîñûëêè  çîìáèðîâàíèÿ. 

  Èñ÷åçíîâåíèþ îäíîé ëè÷íîñòè è ïîÿâëåíèþ ñîâåðøåííî äðóãîé. Ïîíèìàåòå?  Áûëà Ëèëèÿ Äìèòðèåâà, à ïîÿâèëàñü ×åðóáèíà äå Ãàáðèàê. Ïðîáóæäåíèþ ïîñëå ïðèíÿòèÿ äóðìàíà ñîïóòñòâóåò òÿæ¸ëîå ïîõìåëüå è ïîòåðÿ ïàìÿòè, çàáâåíèå òîãî ÷òî áûëî ïåðåä ýòèì. Åñëè, äåðæà â ïàìÿòè âñå ñèìïòîìû âîçäåéñòâèÿ äóðìàíà íà îðãàíèçì, ïåðå÷èòàòü «Äíåâíèê äóøè» Âîëîøèíà îòíîñÿùèéñÿ ê ëåòíåìó ïåðèîäó 1909 ãîäà, à êîíêðåòíåå ê èþëþ, òî óâåðÿåì âàñ, ò¸ìíûå (íåîáúÿñíèìûå íè÷åì) ìåñòà äíåâíèêà, ãäå ïîýò ôèêñèðóåò íà ñòðàíèöàõ áðåäîâûå ñíîâèäåíèÿ íà ÿâó Äìèòðèåâîé, ñòàíîâÿòñÿ  ïîíÿòíûìè.  Êëþ÷îì ê ïîíèìàíèþ ò¸ìíûõ ìåñò äíåâíèêà ñëóæèò ôðàçà èç ñòèõîòâîðåíèÿ: «Äàòóðû òüìû».  Ïîñëå ïðîÿñíåíèÿ òüìû äíåâíèêîâ (îöåíèòå èãðó ñìûñëîâ!) ñòàíóò ïîíÿòíû ñëîâà Àëåêñåÿ Òîëñòîãî (Àëåõàíà), – åäèíñòâåííîãî èç ïîñòîðîííèõ, ïîñâÿù¸ííûõ â òàéíó ×åðóáèíû îò íà÷àëà è äî ñàìîé äóýëè ñ Ãóìèë¸âûì, ãäå îí âûñòóïàë ñåêóíäàíòîì íà ñòîðîíå Âîëîøèíà:
 «×åðóáèíà äå Ãàáðèàê äåéñòâèòåëüíî ñóùåñòâîâàëà — å¸ çåìíîìó áûòèþ áûëî òðè ìåñÿöà. Òå, — ìóæ÷èíà è æåíùèíà, ìåæäó êîòîðûìè îíà âîçíèêëà, íå ñî÷èíÿëè ñàìè ñòèõîâ, íî çàïèñûâàëè èõ ïîä å¸ äèêòîâêó; ïîñòåïåííî íà÷àëèñü ïðèçíàêè å¸ ðåàëüíîãî ïðèñóòñòâèÿ, íàêîíåö — îíè óâèäåëè å¸ îäíàæäû…».
  Ïèñüìî ïîä äèêòîâêó, äëÿ òåõ êòî íå çíàåò, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ôîðìó àâòîìàòè÷åñêîãî ïèñüìà è ïðåäïîëàãàåò îáùåíèå ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè ïîòóñòîðîííåãî ìèðà. Ìåäèóì ïèøåò ðåãóëÿðíûì è îáû÷íûì îáðàçîì, íî îáíàðóæèâàåò, ÷òî èíôîðìàöèÿ ïåðåäà¸òñÿ â åãî ìîçã êàêîé-ëèáî ñóùíîñòüþ. 

   Âûñòóïàÿ 30 äåêàáðÿ 1938 ãîäà íà êîíôåðåíöèè ìîëîäûõ ïèñàòåëåé, îðãàíèçîâàííîé ÑÏ ÑÑÑÐ, À.Í.Òîëñòîé ðåøèë ïóáëè÷íî ïîäåëèòüñÿ ñâîèìè âîñïîìèíàíèÿìè î òîì, êîãäà è êàê îí, è áëàãîäàðÿ êîìó è ÷åìó, ñòàë ïèñàòåëåì:
«Îäíàæäû ëåòîì â Êðûìó îäèí ïîýò ÷èòàë ñâîè ïðîçàè÷åñêèå ïåðåâîäû ñ ôðàíöóçñêîãî.  Ìåíÿ ïîðàçèëà ÿðêîñòü è ÷¸òêîñòü îáðàçîâ. Ìíå çàõîòåëîñü íàïèñàòü â ïîäðàæàíèå ñëûøàííîìó. ß íà÷àë ñ ïîäðàæàíèÿ, òî åñòü ÿ óæå íàùóïàë êàêóþ-òî êàíâó, êàêóþ-òî òðîïèíêó, ïî êîòîðîé  ÿ ìîã îòïðàâèòü â ïóòü ñâîè òâîð÷åñêèå ñèëû. Íî ïîêà åù¸ ýòî áûëà äîðîæêà íå ìîÿ, ÷óæàÿ».
Ïîçæå îí ðàñøèôðóåò, ÷òî «Îäíàæäû» – ýòî ëåòî 1909 ãîäà, «â Êðûìó» îçíà÷àåò â «Êîêòåáåëå», «îäèí ïîýò» – Ìàêñèìèëèàí Âîëîøèí, à «ïðîçàè÷åñêèå ïåðåâîäû ñ ôðàíöóçñêîãî»  ïåðåâîäû Àíðè äå Ðåíüå (èìåííî èì áûë óâëå÷¸í â òîò ïåðèîä âðåìåíè  Ìàêñ Âîëîøèí).

Òîëüêî îäíó ôðàçó íå îáúÿñíèò Àëåõàí, ñòàâøèé ÷åðåç ãîä ïîñëå ïóáëè÷íîãî âûñòóïëåíèÿ àêàäåìèêîì ÀÍ ÑÑÑÐ (1939). Ôðàçó ñïîñîáíóþ ïðîëèòü ñâåò íà òî, çà ñ÷¸ò êàêèõ ãàëëþöèíàöèé ïîÿâèëñÿ ñàì ïèñàòåëü Àëåêñåé Òîëñòîé è ïðè ïîìîùè ÷åãî ïîÿâèëàñü ïîýòåññà ×åðóáèíà äå Ãàáðèàê: “… âû, ïèñàòåëè, âñåãäà äîëæíû ãàëëþöèíèðîâàòü, òî åñòü íàó÷èòüñÿ âèäåòü òî, ÷òî âû îïèñûâàåòå. ×åì îò÷¸òëèâåå âû áóäåòå âèäåòü ñîçäàíèÿ âàøåé ôàíòàçèè, òåì òî÷íåå è âåðíåå áóäåò ÿçûê âàøåãî ïðîèçâåäåíèÿ”.
Àëåêñåé Òîëñòîé çíàë, î ÷¸ì ãîâîðèë, ïîòîìó ÷òî ñàì áûë î÷åâèäöåì ìåäèóìè÷åñêîãî ïèñüìà ïîä äèêòîâêó ëåòîì â ãîä  ïîÿâëåíèÿ ×åðóáèíû äå Ãàáðèàê. È íå òîëüêî. Ôàêòè÷åñêè íå êòî èíîé, êàê Àëåêñåé Òîëñòîé âûòàùèë áûâøåãî ìîðôèíèñòà Ìèõàèëà Áóëãàêîâà èç áåçâåñòíîñòè, ñëåäèë çà åãî ñóäüáîé, ïîìîãàë, ðåêîìåíäîâàë Âîëîøèíó, ñîäåéñòâîâàë èõ ëè÷íîé âñòðå÷å è çíàêîìñòâó â Êîêòåáåëå. È ãäå, ïî âñåé âèäèìîñòè, è ïðîèçîøëà èíèöèàöèÿ áóäóùåãî àâòîðà ðîìàíà «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà». Åñòü ìíåíèå, ÷òî Áóëãàêîâûì ðóêîâîäèëà êàêàÿ-òî ñâåðõúåñòåñòâåííàÿ ñèëà, ÷òî ðîìàí ïèñàëñÿ ïîä âëèÿíèåì èçâíå (À. Âàðëàìîâ «Ìèõàèë Áóëãàêîâ»).

Читайте также:  Кружится голова мурашки тошнит

Ñâåðõåñòåñòâåííàÿ ñèëà íå ïîÿâëÿåòñÿ ñàìà ïî ñåáå, âîò â ÷¸ì äåëî.

«Áèîãðàôû Áóëãàêîâà è èññëåäîâàòåëè åãî ëèòåðàòóðíîãî íàñëåäèÿ ÷àñòî ñêëîííû íå ïðèäàâàòü áîëüøîãî çíà÷åíèÿ óâëå÷åíèþ ïèñàòåëÿ íàðêîòèêàìè, – ïèøåò Í. Íèêîíîâ. –  Ýòî îáñòîÿòåëüñòâî åãî æèçíè èìè èëè íå óïîìèíàåòñÿ âîâñå, èëè âåñüìà ñêóïî è ñòûäëèâî – êàê íåñ÷àñòíàÿ ñëó÷àéíîñòü, ïðèâåäøàÿ ê òðàãè÷åñêîìó íåäóãó, âïðî÷åì, ìóæåñòâåííî ïîáåæä¸ííîìó.
Òàêîé ïîäõîä âûçâàí íåïîíèìàíèåì òîãî, ÷òî îçíà÷àåò óïîòðåáëåíèå íàðêîòèêîâ â ïðèíöèïå, è, â ÷àñòíîñòè, äëÿ Áóëãàêîâà, è âåä¸ò, â ñâîþ î÷åðåäü, ê íåïîíèìàíèþ ìíîãèõ àñïåêòîâ åãî æèçíè è òâîð÷åñòâà.
Äåëî â òîì, ÷òî èñïîëüçîâàíèå ïñèõîàêòèâíûõ âåùåñòâ (íàðêîòèêîâ) – î÷åíü äðåâíèé è óñòîé÷èâûé ýëåìåíò ìíîãèõ äóõîâíûõ ïðàêòèê è êóëüòóð, îäíà èç ôîðì îêêóëüòèçìà. Ýòî ñðåäñòâî ïðîíèêíîâåíèÿ â ìèð äóõîâ, ïîëó÷åíèÿ îò íèõ òàéíûõ çíàíèé, ïîìîùè, ïîêðîâèòåëüñòâà. Íàèáîëåå ÷àñòî îíè ïðèìåíÿëèñü â îáðÿäàõ øàìàíñêèõ èëè æðå÷åñêèõ èíèöèàöèé, â ìèñòåðèÿõ, ïðè êîòîðûõ ïîñâÿùàåìûé êàê áû ïåðåæèâàë ñâîþ ñìåðòü, îçíà÷àâøóþ, ïðåæäå âñåãî ñìåðòü ïðåæíåãî „ïðîôàíè÷åñêîãî“ ÷åëîâåêà è ÷àñòî ñîïðîâîæäàâøóþñÿ ñòðàøíûìè âèäåíèÿìè è ìó÷èòåëüíûìè ïåðåæèâàíèÿìè, îïûòîì ñòðàäàíèÿ. Çàòåì îí „âîçðîæäàëñÿ“ ê íîâîé æèçíè â íîâîì êà÷åñòâå óæå „ïîñâÿù¸ííîãî“, ÷åëîâåêà, èñïûòàâøåãî ìèñòè÷åñêîå îçàðåíèå, ñòàâøåãî ñâÿçóþùèì çâåíîì ìåæäó ìèðîì äóõîâ, áîãîâ è ëþäåé, áëàãîäàðÿ ñâîèì ñâåðõúåñòåñòâåííûì äàðîâàíèÿì.
 Òî, ÷òî ïðîèçîøëî ñ Ìèõàèëîì Àôàíàñüåâè÷åì Áóëãàêîâûì, áûëî èìåííî ïîñâÿùåíèåì â ëèòåðàòóðó, ñîâåðøèâøåìñÿ ïî âñåì ïðàâèëàì ìèñòåðèé è èíèöèàöèé, ñ ñîõðàíåíèåì âñåõ èõ îñíîâíûõ êîìïîíåíòîâ. Ïðàâäà, â ïåðåëîæåíèè äëÿ ðóññêîãî èíòåëëèãåíòà íà÷àëà äâàäöàòîãî âåêà. Ñîâåðøèëàñü òðàãè÷åñêàÿ ìèñòåðèÿ ðîæäåíèÿ íîâîãî ðóññêîãî Ôàóñòà, æðåöà ëèòåðàòóðû, â ãîðíèëå îêêóëüòíîãî íàðêîòè÷åñêîãî îïûòà. Ìîðôèé óáèë Áóëãàêîâà-âðà÷à è ðîäèë Áóëãàêîâà-ïèñàòåëÿ. Îí ïîìîã ðàñêðûòüñÿ åãî ëèòåðàòóðíîìó òàëàíòó è ïðèäàë åìó îïðåäåë¸ííóþ íàïðàâëåííîñòü, õàðàêòåð. Îí äàë åìó ñòîëü íåîáõîäèìûé äëÿ òâîð÷åñòâà îïûò ñòðàäàíèÿ è ñìåðòè, ìåäèóìè÷åñêóþ óòîí÷¸ííîñòü è ÷óòêîñòü äóøè, îòêðûòîé äëÿ èíñïèðàöèé, áîãàòóþ àññîöèàòèâíîñòü, îáðàçíîñòü ìûøëåíèÿ». Íèêîëàé Íèêîíîâ /2001ã., ¹5 Ïðàâîñëàâíàÿ áåñåäà.  Äóõîâíî-ïðîñâåòèòåëüñêèé æóðíàë/. Í.Íèêîíîâ âûñêàçàë ñâî¸ îáîñíîâàííîå ìíåíèå â àâòîðèòåòíîì äëÿ íåãî æóðíàëå íå ïðîñòî òàê. Çäðàâûé ñìûñë òóò åñòü.  È ÷àñòè÷êà çäðàâîãî ñìûñëà (â ýòîì ñìûñëå) íåñîìíåííî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ è íà ïîýòåññó ×åðóáèíó äå Ãàáðèàê. Âîëîøèí è Äìèòðèåâà  âûáðàëè  Äóðìàí (Äàòóðó) äëÿ ãåðáà: ðîäîâîãî äâîðÿíñêîãî ãåðáà ×åðóáèíû äå Ãàáðèàê! Ñëîâî ãåðá â íàøåì ÿçûêå ïðîèñõîäèò îò äðåâíåãåðìàíñêîãî «Herbe» (íàñëåäñòâî).

Ýòîò ôàêò íå ñìîæåò îñïîðèòü íèêòî. Äëÿ ÷åãî ýòî âñ¸ äåëàëîñü?  Òàêèå áîëüøèå óñèëèÿ è äëÿ êàêèõ öåëåé?   À âîò òóò ìû ÷èòàòåëÿì ïðåäëàãàåì äîãàäàòüñÿ ñàìèì.

     Ìàëåíüêàÿ ïîäñêàçêà:  äî ñèõ ïîð ðÿä «âûñîêîëèòåðàòóðíûõ» ñïëåòåí íà áåñ÷èñëåííûõ êîêòåáåëüñêèõ òóñîâêàõ ïèòàþòñÿ òàéíîé ñîâìåñòíîãî âîñõîæäåíèÿ Ì.Âîëîøèíà è Ì. Öâåòàåâîé íà Ñâÿòóþ ãîðó â Êàðà-Äàãå ëåòîì 1911 ã.  Åìó óæå 34 ãîäà, îí çíàìåíèòûé Ìàñòåð, âåðíóâøèéñÿ èç Ïàðèæà, ãäå ïîêîðèë âñþ «êóëüòóðíóþ Åâðîïó».  À åé,  –  òîëüêî 18 è îíà âïåðâûå ïîÿâèëàñü â Êîêòåáåëå ñïåöèàëüíî äëÿ âñòðå÷è ñ âåëèêèì ïîýòîì.

   È âîò îí «ïîòàùèë» å¸ íà ñàìóþ âåðøèíó Ãîðû, à ïðîâîæàëè èõ ñ ïîñ¸ëêà «îáîðìîòû», øóìíî çàñåäàâøèå âñåé ñâîåé îáîðìîòñêîé êîìïàíèåé â «Áóáíàõ».  Þíàÿ Ìàðèíà ñ «Ìàêñîì» ïðîáûëè íà Ãîðå ïî÷òè öåëûé äåíü â ãëóõîì äèêîì ëåñó, à ê âå÷åðó âåðíóëèñü â ïîñ¸ëîê.  ×òî îíè òàì äåëàëè íåèçâåñòíî, ýòî îñòàëîñü òàéíîé. Íî âåäü ýòîò «îáîðìîòñêèé îðäåí» ïûòàëñÿ â òàéíó ñèþ ïðîíèêíóòü, ñî÷èíÿÿ ñâîè «âåðñèè», êàæäûé íà ñâîé ëàä. Âîò îòêóäà áåðóòñÿ âñÿêèå áóëüâàðíûå ðîìàíû â äåø¸âûõ îáëîæêàõ, êîòîðûå äî ñåãî äíÿ ïðîäàþòñÿ íà êîêòåáåëüñêîé íàáåðåæíîé, è ãäå ðàññêàçûâàåòñÿ î âçàèìîîòíîøåíèÿõ Öâåòàåâîé è Âîëîøèíà ñî âñÿêèìè àâòîðñêèìè ëèòåðàòóðíûìè «óêðàøåíèÿìè», â äóõå æàíðà.

 Ïðåâîñõîäíî èçâåñòíî, ÷òî ïîñëå ëåòíåãî Êîêòåáåëÿ è ñîâìåñòíûõ ïîõîäîâ ïî Êàðà-Äàãó Ìàðèíà Öâåòàåâà âåðíóëàñü â ñâîé ðîäíîé ìîñêîâñêèé äîì ñîâåðøåííî äðóãèì ÷åëîâåêîì.   Ñ âåðøèíû Ãîðû îíà «ïî÷óâñòâîâàëà âåñü ìèð» è ôîíòàíîì ñ íå¸ ïîëèëèñü ñòèõè.  Ïîòîê ýòîò îíà ñàìà íå ìîãëà ñäåðæàòü è áåñ÷èñëåííûå ñòðî÷êè ñèè äàæå åé ñàìîé íå âñåãäà áûëè ïîíÿòíû (íå ãîâîðÿ óæå îá îêðóæàþùèõ).   Äàëüøå âñ¸ èçâåñòíî åù¸ ëó÷øå: îáùåñòâà è ãîñóäàðñòâà (÷òî Åâðîïà ÷òî Ðîññèÿ-ÑÑÑÐ) å¸ íå ïîíÿëè è íå ïðèíÿëè, äîâåëè äî ñàìîóáèéñòâà, à òåïåðü (â XXI â.), ñ áîëüøèì îïîçäàíèåì, íîñÿòñÿ òàê, ÷òî ñ÷èòàþò ÷óòü ëè íå «îäíîé èç ñàìûõ âûäàþùèõñÿ ïîýòåññ â ìèðå».

  Öåëûå ëèòåðàòóðíûå èíñòèòóòû èçó÷àþò å¸ òâîð÷åñêîå íàñëåäèå, íåïîíÿòíûå èëè ìàëîïîíÿòíûå ðàíåå ìåñòà ðàñøèôðîâûâàþòñÿ ÷¸òêî, âñêðûâàþòñÿ çàêîíîìåðíàÿ ëîãèêà è ãëóáî÷àéøèé ñìûñë å¸ ïðîèçâåäåíèé.   Å¸ ñòèõè ïðåêðàñíî ëîæàòñÿ íà ìóçûêó, ðîæäàþòñÿ ÷óäåñíûå ðîìàíñû, íàñûùàåòñÿ êèíåìàòîãðàô, ñîçäàþòñÿ ìóçåè, å¸ ïðåïîäàþò â øêîëàõ è óíèâåðñèòåòàõ è ò.ä è ò.ï.   Êîíöà è êðàÿ íå âèäíî ýòîìó Ïîòîêó.   ×òî ýòî?   Êàê îáúÿñíèòü òàêîé ôåíîìåí?  Ñóùåñòâóåò ÷òî-ëèáî ïîäîáíîå, åñòü ëè ïàðàëåëè?   Ìîæåò áûòü è åñòü, à ìîæåò áûòü è íåò. À ìîæåò áûòü è òî è äðóãîå âìåñòå. Êòî çíàåò, òîò ïîíèìàåò.

  Àâòîðû:     © Å. ×óïðîâ, ,  © À. Äèäóëåíêî ,  didulenko@mail.ru

Ýòî çäåñü, ýòà æå ñòàòüÿ ñ èëëþñòðàöèÿìè:   https://daturatema.blogspot.com

Источник