Рвота и понос после причастия

Рвота и понос после причастия thumbnail
Автор Тема:   Инцидент после Причастия
Ясмина
Участник
Дорогие участники форума, прошу вашего совета.

У меня вчера после Причастия случился очень нехороший инцидент. Еще перед Причастием, на литургии, я почувствовала себя нехорошо – сильно кружилась голова, еле достояла службу. Я понадеялась, что это быстро пройдет, перетерпела, причастилась. Но потом мне стало только хуже – еле дошла до дома, меня резко затошнило, вырвало.
Потом было так плохо, что я весь день пролежала пластом.
Благодарственные молитвы после Причастия я все равно прочитала, несмотря на то, что меня вырвало. Очень хотелось верить, что Благодать Тела и Кровь Спасителя осталась во мне, несмотря на приступ.
А потом полезла в интернет – прочитала там, что оказывается, я совершила тяжкий грех, что Бог не принял меня, что мне надо было все собрать на салфетку и сжечь и т.д.
Пожалуйста, помогите советом – что мне теперь делать, как поступить?
Да – если это имеет значение – к Причастию я готовилась серьезно, как положено. Держу пост, не участвую в светских развлечениях, стараюсь делать больше добрых дел, читаю духовную литературу. Все положенные каноны и правила читаю. Вечером накануне Причастия исповедовалась. Причащалась утром на голодный желудок.
Ранее причащалась за неделю до этого – все было нормально.

Фотиния KZN
Заслуженный участник
Ясмина

Вам, действительно, нужно было все тщательно собрать и сжечь. Скорее сходите в храм и расскажите священнику, что по-незнанию вы этого не сделали. Помоги, Господи!

А про здоровье… Помню, однажды батюшка на проповеди говорил, что он встречал очень многих людей, увлекавшихся гаданиями, спиритизмом или разного рода ересями. И потом вернуться в Православие им стоило огромных усилий. Он даже сказал, что большинство и не могут, как ни стараются. Бесы не пускают и тащат назад всеми силами.
Так что, крепитесь, уповайте на Бога и держитесь спасительной веры Православной. Такие происки, наверное, могут повторяться, но вы не придавайте этому большого значения.

С нами Бог!

Ясмина
Участник
Фотиния KZN

Фитиния, спасибо за совет! Сегодня после работы непременно поеду посоветуюсь с батюшкой о случившемся.

А про происки нечистых – это точно. У меня лет пять-шесть назад уже была попытка прийти к Православию, но в тот же день, когда я впервые сходила в храм, меня ограбили – отняли сумку со всеми деньгами и документами. Тогда этот “номер” у нечистого прошел – в храм с тех пор я надолго дорогу забыла.
А сейчас, когда стала потихоньку приобщаться к вере, читать молитвы, ходить в церковь, участвовать в таинствах – что бы вы думали, только на прошлой неделе у меня каким-то непостижимым образом снова украли кошелек с ощутимой суммой денег. Думали, может, что и на этот раз “сработает”. А я только помолилась за воришек, чтобы Бог простил им, и сама постаралась простить – видимо, им эти деньги нужнее, чем мне.
Так теперь, видимо, нечистый с другой стороны заходит – хочет мне внушить, что Бог меня не принимает. Только я знаю, что это неправда – Бог всех, кто раскаивается и хочет жить по Его Законам, принимает – и разбойника принял, и блудницу, и меня, грешную, примет, раз прихожу к Нему с покаянным сердцем.
Буду уповать на Бога и верить в Его ко мне милость – с верой любые происки можно преодолеть.

Ольга Ларькина
зам. редактора
Ясмина

Бог всех, кто раскаивается и хочет жить по Его Законам, принимает – и разбойника принял, и блудницу, и меня, грешную, примет, раз прихожу к Нему с покаянным сердцем.
Буду уповать на Бога и верить в Его ко мне милость – с верой любые происки можно преодолеть.

Помоги тебе Господь!!!

Ясмина
Участник
Ольга Ларькина

Ольга Ивановна, спаси Бог!

Сейчас ходила в Храм, исповедовала батюшке этот грех. Он мне сказал, что да, в следующий раз, если вдруг произойдет такое – надо собирать все чистой салфеткой. Но поскольку я по незнанию этого не сделала, а не по умыслу – батюшка мне грех отпустил, велел чаще Евангелие читать. Завтра утром снова пойду к Причастию.

Буду молиться, чтобы на этот раз все прошло хорошо. Для меня это очень-очень важно.

Евгенька
Новичок
Я думаю ничего страшного. Я тоже когда причащалась у меня пошли… вообщем я стала в ничистоте. Я этого не почувствовала и причастилась. А домой пришла увидела, мне стало очень неприятно на душе, что сотворила грех. Но это ведь не специально.

Я думаю просто бесы строили Вам преграды, чтоб Вы не причастились. А Господь всё видит, Он видит, что Вы хороший человек, не важно что так получилось. Тело Христово Вы всё равно приняли!!!

Ольга Ларькина
зам. редактора
Евгенька
ничего страшного.

Нет, это не так. Страшное – есть. И Катенька это всей душой поняла. Почему и поспешила исповедать свой грех.

Мы ведь причащаемся – Святых Безсмертных Животворящих Таин Христовых. Со Страхом Божиим и верою (а некоторые батюшки добавляют: и любовию). И всё, что связано с этим, – страшно. Как это – потерять, отдать на попрание или выбросить в канализацию, в нечистоты, – Святые Таинственные Дары! Но совершенный по неведению грех исповедан и теперь уже не повторится. А для кого-то – кто прочитает об этом на форуме – станет и предостережением: смотри, братик/сестричка, ты так не поступи!

Ясмина

Будем молиться о Вас, чтобы всё получилось!

Ясмина
Участник
Слава Богу, сегодня все прошло хорошо!

Утром, собираясь в Храм, я, как и позавчера, почувствовала сильное головокружение (вот вчера, когда не собиралась причащаться, голова чего-то не кружилась, а сегодня – снова). Подумала, что если начнет тошнить – причащаться не буду. Стоя на литургии, молилась Богу, чтобы Он не отринул от меня Своих Святых Даров. И вдруг незадолго до начала Причастия мне стало лучше, голова “встала на место”. Я причастилась, все прошло благополучно.
После выхода из храма голова, правда, снова начала кружиться, но уже не так сильно. Думаю, это на нервной почве у меня – в последние недели мне нелегко пришлось, и испытания продолжаются.
Но главное, что Бог сегодня позволил мне причаститься Святых Тайн. Я чувствую себя прощенной.

Спасибо вам за ваши молитвы!

Фотиния KZN
Заслуженный участник
Ясмина

Cлава Богу! Со Святыми Тайнами, Катюша!

Ясмина
Участник
Спаси вас Бог, дорогие!

Интересно так – хоть лично с вами не знакома, а такое каждый раз необыкновенное тепло от ваших слов чувствую. Сейчас вот даже всплакнула – что я так много грехов и ошибок делала и продолжаю делать, а вы ко мне так по-доброму относитесь, поддерживаете меня, хоть я того ничем и не заслужила. Трудно описать, но мне от этого осознания и грустно и одновременно светло очень стало.

Ольга Ивановна, Фотиния – а еще, оказывается, мне очень приятно, когда меня называют Катей. Такое оно родное, хорошее – мое НАСТОЯЩЕЕ имя. Душа на него откликается)

Елена EAS
unregistered
Ясмина
С причастием,сестричка!
Lubov
Заслуженный участник
С Причастием, Катюша!
ionia
Участник
А у вас Катя со здоровьем все нормально? Может с давлением проблемы? Попостились, поволновались и тошнота пришла. Я после Причастия в таких случаях пью Св воду которая всегда стоит в Храме. У меня такое бывает во время беременности.
Читайте также:  Препараты для животных вызывающие рвоту
Ясмина
Участник
ionia

Иония, возможно, что это давление – у нас сейчас в Москве погода “полосатая” – то дождь, то солнце, то тучи, а я тут еще в непрерывных нервах (от которых только молитва спасает), так что немудрено.
Беременности у меня точно нет – я не замужем, а с тех пор, как начала приходить к Православию, все т.н. “свободные отношения” (а если своими именами – то самый настоящий блуд) я из своей жизни убрала, и слава Богу.
Хотя детку мне очень хочется. Сегодня вот после походов по врачам гуляла со своей 4-х летней крестницей и ее мамой, аккуратно держала в руке маленькую детскую ладошку, и молилась Пресвятой Богородице,
чтобы по молитвам Ее Господь даровал мне возможность стать здоровой, завести хорошую честную семью, и своего ребеночка родить, и воспитать его хорошим человеком, Православным. Грустно стало – думаю, мне ли с моими грехами о таком мечтать. Но ведь милость Господа безгранична, и если на то будет воля Его… В общем, я верю и надеюсь)).

ionia
Участник
Я не хотела вас обидеть “по поводу беременности” извините. Просто хотела рассказать что бывает плохо когда не порядок с давлением. А в Храме ладан, свечи смесь духов, душно. И бывает плохо слабеньким. Простите Христа ради. Помоги вам Бог найти настоящее счастье. Создать крепкую, на
Ясмина
Участник
ionia

Иония, да я и не обиделась совсем, что Вы) Просто почему-то мне вот захотелось поделиться с Вами и другими форумчанами своими мыслями и ощущениями по этой важной для меня теме).
А Вам я очень благодарна за участие и внимание. Помоги Вам Бог, и чтобы Вы и близкие Ваши были здоровы!

Ирина Кузнецова
Администратор
Ясмина
Грустно стало – думаю, мне ли с моими грехами о таком мечтать.

Все мы ошибаемся… Господь милостив – просите Его… И мечтайте – о хорошем, добром и благочестивом можно и помечтать!
Дай Бог, чтобы всё у Вас сложилось хорошо, чтобы встретился хороший человек и получилась семья, родились детки… Я думаю, всё получится!
Можно и к нам в “Светелку” зайти

Спасибо тебе, Катенька, за добрые слова, за молитвы!

Источник

Что делать, если тошнит после причастия?

Вопрос читателя:

Доброго времени суток. Я беременна, первый триместр, вчера исповедовалась впервые в жизни, была допущена к причастию, причастилась на следующее утро натощак, но пила воду.
После окончания службы через час меня вырвало (токсикоз) в поезде по дороге домой (храм в 15 км от дома).
Действительно ли мое причастие?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Анастасия, причастие – это соединение с Господом Иисусом Христом, и оно не может быть недействительным, если состоялось! Под видом Хлеба и Вина Вы вкусили Тело и Кровь Христову, и это соединение, слава Богу, произошло и совершилось.

И ответ на него будет строиться вовсе не на представлении о том, что происходит с материей вкушенных Хлеба и Вина. Христос пребывает с нами и в нас до тех пор, пока мы сами не изгоняем Его из своего сердца. А делаем мы это тогда, когда сознательно грешим: осуждаем, гневаемся, суетимся, лжем, лицемерим и так далее. Именно в эти моменты Христос покидает храм нашей души. Поэтому в молитвословах после молитв по Святом Причащении написано, что после принятия Святых Христовых Таин человек должен вести себя очень осмотрительно, аккуратно и стараться сберечь тот дар, который получил в Таинстве читать далее.

Так что пусть это физиологическое происшествие не огорчает Вас. Храните себя в мире и чистоте – и все в порядке.

А на будущее знайте, что в таких случаях следует собрать блевоту и выбросить её в реку или другое непопираемое место (например, сжечь в печи).

Пускай это первое в Вашей жизни причащение станет путём, приводящим к жизни во Христе! Не расстраивайтесь! И впредь постарайтесь исповедоваться и причащаться не реже раза в месяц. Дай Бог здоровья Вам, малышу, которого носите (или малышам), и всей семье!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник статьи: https://foma.ru/chto-delat-esli-toshnit-posle-prichastiya.html

“На вопрос: ответы православных священников христианам”

Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.

Задать вопрос православному священнику очень просто:
В “Елицах” работает проект “Вопросы батюшке” https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.

Что делать, если болею после причастия?

Вопрос: Каждый раз после причастия, я болею. Когда сильно, когда не очень. По словам апостола Павла, знаю: что недостойное причащения, влечет за собой болезнь и даже смерть. Каждый раз готовлюсь к причастию, молюсь о том, чтобы причаститься достойно. Но раз болею, значит, не получается.

Источник статьи: https://elitsy.ru/communities/31338/57598/

nonjoy

Не могу молчать

Первое Причастие

В Православии есть такое “таинство”, как причастие. Пишу о нем, так как, по словам православного руководства, оно является “главным” для любого верующего. Фактически оно состоит в том, что человек должен выпить чайную ложку содержимого некой “чаши” и съесть некие “частицы”, которые в ложку с жидкостью кладет священник. Содержимое “чаши” и частицы якобы символизируют “кровь и плоть” Христа. Больше того, церковь утверждает, что во время этого обряда (“литургии”) содержимое чаши и “частицы” действительно превращаются в кровь и плоть.

“Причащение (Причастие, принятие Святых Тела и Крови Христовых) – это такое Таинство, при котором православный христианин не символически, а реально и живо соединяется со Христом Богом в той степени, в какой он подготовлен к этому. Образ этого соединения непостижим для рационального восприятия, как непредставима тайна преложения хлеба и вина в Пречистые Тело и Кровь Христову” ( https://www.bogoslovy.ru/tainstva3.htm )

Особенно важным, с точки зрения церкви, является так называемое “первое причастие”, к которому рекомендуется “приводить” младенцев как можно раньше. В идеале – грудных. И там – не спрашивая их согласия или желания – грудных детей причащают только Кровью, причем дают “совсем чуть-чуть”.

На большинстве форумов родители жалуются, что дети категорически не хотят пить содержимое “чаши” и есть кусочки непонятного вещества, особенно в первый раз.

«. Еще одно о причастии: это – как бы сказать? – трудно и сложно в своем роде. Мы причащаемся Пречистому Телу и Крови Христа. И я знаю одну семью, четверо детей, верующие родители, которые детям объяснили, что они будут есть Плоть Христа и пить Его Кровь. И дети пришли в такой ужас, что они раз и навсегда – им теперь за сорок лет – отказались причащаться. Потому что это им было так представлено, что, в сущности, значило: “мясо и кровь”. ( https://azbyka.ru/?parkhomenko/rodit. detey_v_vere=20 ).

С процедурой понятно. Само “таинство” обставлено с величайшей тщательностью, и в нем присутствует ряд странных правил:
1. Ни одна капля вещества из “чаши” не должна попасть ни на одежду, ни на пол.
2. Если любое количество вещества попадает на одежду, то на месте, прямо в церкви надлежит отрезать кусок ткани, куда попало вещество, и отдать священнику якобы для “сжигания”.
3. Если попавшее любым способом на одежду вещество обнаружили дома (ребенка стошнило, срыгнул, или капнуло, а в церкви не заметили), одежду надлежит немедленно сжечь, по возможности не прикасаясь и не разглядывая.
4. Чтобы предотвратить “утечку” вещества во время “таинства”, специально обученный человек держит под подбородком у причащающегося красный “плат”, ткань, которой также протирают рот после причастия (на ней следы вещества, если оно и попадает, не видны).
5. Никто никогда не видит, что находится в “чаше”, и никто никогда не носил это вещество на анализ. В двух странных случаях, когда “причащающиеся” по каким-то причинам, увидели это вещество (были неверующими и специально пришли посмотреть), оно оказалось действительно кровью и мясом (христовыми, разумеется):
“Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое, но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну. Рационалисты пытаются “обойти” тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие “каннибализмом”. Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров.
6. Помимо этого, детей часто тошнит от того, что они едят и пьют во время “таинства”, и вследствие этого есть специальное правило: после “вкушения” из “чаши”, надо пойти и запить и заесть это. Для этих целей имеется напиток “теплота” и какие-то мучные изделия. С особой тщательностью предписывается молчать после причастия, дабы не выплюнуть случайно ни молекулы съеденного и выпитого. (“Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять “запивку” – св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании“).
7. Подготовка к причастию для лучшего его усвоения (“Наконец, готовясь принять в себя – в свою плоть и в свою душу – Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь”)
8. Обязательные “постпричастные” процедуры – прикладывание, целование к “кресту”, “особой иконе” и т д.
. и многое другое, по ссылкам и вообще по любому запросу. Да и из прошлых бесед с “верующими”.
——-
Так ЧТО именно дают пить и есть детям на причастии?
От ЧЕГО тошнит многих детей и взрослых?

Читайте также:  Блаженны те кто захлебнулись рвотой

Источник статьи: https://nonjoy.livejournal.com/135077.html

Рвота и понос после причастия

Все же не правы на мой взгялд те, кто умышленно в день причатия допускает плевки, жевание жвачек и т.п., мотивируя легкомысленно тем, что уже 2 часа прошло или тем , что запивку запил. Пусть даже и уже потребилось все. НО САМО ОТНОШЕНИЕ в таких вот случаях – правильное ли?

А У ВАС – правильное. Бог Вам в помощь. Ну а , конечно, всякие псевдохристианские измышелния (которые некоторые высказывали в теме) об “изменении энергетики” или “об выходе из Вас всего нечистого” – оставьте без внимания. Это все ложные вымыслы .

Бог, видя Ваше сокрушение и переживания , благоговение пред Таинством Евхаристии да благословит Вас всегда неосужденно причащаться истинных Тела и Крови Господних не всуд или во осуждение, но в жизнь вечную

Источник

Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru
Причащение. Фото: А.Горяинов / Expo.Pravoslavie.Ru

    

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы –
есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в
реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам
Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться
быть особенно бдительным в отношении этого Таинства.
Есть искушения, которые поджидают желающего
причаститься христианина. Их необходимо знать, и от
них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют
принятию нами Святых Таин, другие же следуют за
Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень
распространенных в наши дни, связано с оценкой личных
качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый
враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о
грехах священнослужителей и о том, что не у всякого
священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают
недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться
не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к
некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей
церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив
пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда
пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не
отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос
от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После
этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой
колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем
владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал
ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал
нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел
брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты
не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее?
Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник,
придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем
поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его
преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед
Причащением должно думать не о том, насколько благочестив
совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы
сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника.
Он только служитель, а распорядитель Святых Даров
– Сам Господь

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием
священника. Он только служитель, а распорядитель Святых
Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей
в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст
говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе
Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе
руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых
Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь,
неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными
помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими
наваждениями ум христианина, а через это расстроить его
приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру,
который веет независимо от нашего желания. Святые отцы
заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих
помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем
противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он
реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё
труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум
заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы
не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает
сумерки лукавых приражений, душа освобождается от
мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru
Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru

    

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение.
Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин,
постится, воздерживается от мирских увеселений и дел,
тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он
причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий
духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно
надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и
покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге
наступает расслабление, человек легко оступается и вновь
погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь
на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары
Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не
спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть
понятие «синергии», то есть
«соработничества». Господь созидает и
преображает душу при постоянном нашем личном усилии,
участии, содействии.

Читайте также:  Признаки рвоты у взрослого чем лечить

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через
некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает
греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает,
что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого
смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё
равно проявляется грех? Однако если бы мы не
исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в
себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и
стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем
безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает,
сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати
Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом,
непрестанное решение задач, которые ставит перед нами
жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И
нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях
Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к
благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Это искушение – ждать, что благодать Таинства
непременно произведет в душе неотмирное чувство

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся
специально ждет, что благодать Таинства непременно
произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство,
начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных
ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой
едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет
действенность Таинства личным внутренним ощущением,
удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою
очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся
может сам внушить себе, что в нем действительно возникли
какие-то особые чувства как знак Божественного посещения.
Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то
огорчается и начинает искать, по какой причине это
произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем
еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые
«благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь
произведением собственного же воображения, либо по
мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь
основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут
быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте.
Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил:
«Многие наперед вожделевают получить от святого
Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже
в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а
в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё
предоставьте Господу, прося у Него одной милости –
укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не
озарения и наслаждения, пусть даже Божественной
благодатью, должны быть первостепенными для нас, но
предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед
волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам
ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех
остаются действенными слова Евангелия: «Не придет
Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20).
Благодать таинственно и постепенно совершает преображение
человеческой души, так что мы сами не можем и не должны
оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к
Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в
своих поступках всё больше и больше становится подлинным
служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на
искренности,
простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего
сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо
создавать в своей душе особые «благодатные»
состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства
после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй,
единственное из чувств, на значимость которого стоит
обратить внимание после Причащения, это чувство душевного
мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при
котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать
сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях,
фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся
всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и
естественности предстоять перед Богом.

Каждому причастнику Господь подает то, что ему
необходимо в данный момент

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос:
почему после Причащения далеко не всегда наступает
облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы
непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной
судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ
на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии
мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной
за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и
если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и
мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного
Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую
то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как
дело вполне решаемое, не составляющее собой тех
затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся
к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом.
Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо
в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный
Святым Причащением человек шел дальше с большей
уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для
временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного,
чего не достичь без терпеливого несения собственного
креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин,
опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в
Московской духовной семинарии, то часто навещал одну
старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде
рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за
80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты
язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От
боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения,
тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых
Таин – а причащалась она на дому, – в этот
момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я
приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню
это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой
был старый, утомленный человек, а после того, как она,
исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил
удивительный свет, это было уже совершенно новое,
обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих
умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени
смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал
других, и ее слово после Причащения становилось совершенно
особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что
она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту,
а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и
всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми
сокровищами мира, человек не может стать счастливым
– и не станет им, если не обретет сокровища
внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот
неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в
Таинстве Святого Причащения.

Источник