Рвота это наджас ли

Во время выполнения намаза верующему большое внимание следует уделять чистоте одежды, а также места совершения молитвы. Нечистоты, препятствующие полноценному выполнению главного столпа ислама, именуются наджаса.

При наличии нечистот на теле, одежде или месте поклонения мусульманин обязан устранить их перед молитвой, а иначе намаз может оказаться недействительным.

Виды наджаса

1. Кал

В первую очередь следует упомянуть именно этот вид экскрементов, являющийся продуктом жизнедеятельности человека, а также животных – как разрешённых (баран, корова, лошадь), так и запрещённых (осёл, свинья). Его наличие в любом количестве препятствует выполнению молитвы.

В качестве способа очищения от фекалий могут служить либо современные химические средства (порошок, хозяйственное и туалетное мыло), либо обычная земля. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «Если Вы наступите на кал, то очищайте нечистоту землей» (Абу Дауд).

Исключением служит кал дозволенных в пищу некрупных птиц – голубей и воробьёв, который не считается наджасом.

2. Моча

Наличие этого вида так же препятствует выполнению молитвы. Однако здесь имеются некоторые оговорки. Если богословы едины во мнении, что содержимое мочевого пузыря человека и запретных в пищу животных – скверна, то в отношении мочи дозволенного скота есть небольшие разногласия. Ханафитские учёные наряду с обычным наджасом выделяют и облегчённый. Мочу второй группы животных они относят именно к облегчённым нечистотам, наличие которых на поверхности менее 25% не нарушает молитву. Богословы других мазхабов считают мочу любых зверей недопустимой в месте совершения намаза.

Способ очищения от мочи такой же, как и от кала, но имеется одно исключение – моча младенца. Как-то одна женщина дала подержать Посланнику Аллаха (с.г.в.) своего новорождённого ребёнка. Через некоторое время на одежде появилось пятно, и тогда Мухаммад (с.г.в.) полил на пятно водой, не стирая его при этом (хадис приводит Бухари). Исходя из этого, при попадании мочи маленьких детей достаточно полить сверху водой, но всё же постирать одежду будет лучше.

3. Всё, что имеет отношение к свиньям

Это мясо, жир, кожа, шерсть, копыта и т.д. В суре «Скот» сказано:

«Я нахожу запрещённым… мясо свиньи, которая является скверной» (6:145)

Исходя из этого аята учёные сделали вывод, что всё связанное с этим животным – наджаса. Отсюда следует простой вывод: нельзя совершать намаз в одежде, содержащей свиную кожу.

4. Спирт

К нечистотам Шариат относит и алькогольные напитки, а также иные средства личной гигиены, содержащие спирт. Обоснование этому встречается в суре «Трапеза»:

«Воистину, опьяняющие напитки… являются скверной…» (5:90)

В случае, если мусульманин пользуется спиртосодержащим дезодорантом, то перед совершением молитвы его желательно смыть с кожи.

5. Кровь

Также к наджаса относится кровь человека и животных (как разрешенных, так и запрещённых). При её попадании на одежду или на тело необходимо смыть. Исключением служит содержимое кровеносной системы обитателей воды, а также представителей фауны, чья кровь не течёт (муравьи, блохи).

Нередко бывает и такое, что следы от крови на предметах гардероба остаются даже после полноценной стирки. В такой одежде мусульманину молиться дозволено. Однажды Посланнику Всевышнего (с.г.в.) задали похожий вопрос, на что он ответил: «Достаточно будет воды и не повредят следы крови» (Абу Дауд).

Если в отношении кровянистых выделений во время менструации и после родов у женщин богословы едины в мнении об их скверности, то по поводу обычной крови некоторые учёные полагают, что в небольшом количестве она чиста. В качестве подтверждения в таких случаях приводится хадис из свода имама аль-Бухари, в котором говорится, что «мусульмане молились во время войн с кровоточащими ранами». Однако такой позиции придерживаются не все алимы. Например, имамы ан-Навави и Куртуби считали кровь наджасом в любом объёме.

6. Гной

С отнесением данного вида биологической жидкости к наджасу согласны не все исламские учёные. Так, часть из них опираются на высказывание того же ан-Навави, который приводит иджму (единогласное мнение богословов) о нечистотности гноя. Противники же этой позиции ссылаются на известного табиина (сподвижника сахабов) Абу Муджлаза, утверждавшего, что гной не считается наджасой. Существует также точка зрения о том, что гной обретает статус нечистот, только если он выделяется через половые органы или из прямой кишки.

7. Мертвечина

К нечистотам относится мясо, кровь, внутренние органы животных, которые умерли естественной смертью или были убиты другими животными и людьми, но без соблюдения требований Шариата. Исключением в данном случае служат рыбы и саранча. Считается, что кожа таких животных после обработки становится чистой и теряет статус наджаса. Иными словами, мусульманин может спокойно носить одежду из кожи или меха животного, заколотого без соблюдения требований исламских канонов. Дискуссии по этой теме вызывает лишь шкура собаки. Дело в том, что богословы-шафииты относят её к нечистотам, так как собака, по их мнению, обладающая нечистой слюной, постоянно умывается ею, а значит, делает нечистой и шерсть. Учёные других мазхабов не считают шерсть псины скверной.

Читайте также:  Рвота желчью причина питание
8. Слюна собаки

По этой причине всем, кто держит в доме собаку, необходимо обязательно использовать специальный молитвенный коврик (намазлык) и переодеть одежду, если в ней был контакт с собакой. Это связано с тем, что изо рта собак постоянно капают слюни, которые попадают на пол или одежду хозяина. Если же слюна животного попала на посуду, то ей тоже нельзя пользоваться, тщательно не промыв. В одном из хадисов сказано: «Если собака поела из вашей посуды, то помойте её 7 раз, один из которых – землёй» (Бухари, Муслим). Что касается одежды, на которую попала слюна собаки, то её достаточно постирать с порошком.

9. Рвотные массы

Большинство богословов относят рвоту тоже к нечистотам. Основным доводом в пользу этой позиции служит хадис, в котором говорится, что одежду нужно очищать от пяти веществ, одним из которых названа и рвота. Но немало авторитетных учёных (таких как Альбани, Байхаки, ан-Навави) назвали этот хадис сомнительным. В связи с чем они утверждали, что рвота не может считаться скверной, так как отсутствуют достоверные доводы в пользу этого. Существует также мнение о том, что если во время рвотного рефлекса еда изменила свои свойства, то она нечиста, а если нет – то она не наджаса.

10. Сперма, ва́ди, мази́

Ещё одним видом наджаса считается мужское семя – сперма, а также ва́ди (выделения из полового члена, возникающие при болезни в результате большого напряжения мышц) и мази́ (выделения, выделяющиеся в результате возбуждения). Такого мнения, например, придерживаются учёные ханафитского и маликитского мазхабов. Ханбалиты считают их чистыми. Также существует мнение, что если человек после справления нужды не промыл половой орган и у него появились выделения, то они скверны, а если же он помыл – то они чисты.

Очищение в данном случае зависит от того, в каком виде они остались на одежде. Если в жидком, то необходимо хорошо промыть водой так, чтобы не осталось следов. Если же в сухом виде, то достаточно будет содрать засохшую сперму при помощи ногтей или иных подручных средств. Подтверждением тому служат слова Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Я соскабливала сперму с одежды Пророка, а потом он в ней молился» (Бухари).

Лечение наджасой

Современные лекарственные препараты содержат немало веществ, которые относятся в исламе к нечистотам (взять, к примеру, тот же спирт – прим. Islam.Global). Исходя из этого, возникает вопрос о дозволенности лечения подобными целебными средствами. На данный счёт существует несколько мнений. Одни богословы уверены, что не возбраняется лечиться лекарствами, содержащими любые виды нечистот, за исключением спиртосодержащих. Другие же считают, что они дозволены только в том случае, если нет чистых с канонической точки зрения аналогов этого препарата. Третьи утверждают, что наджасой лечиться не дозволено, а необходимо искать исключительно разрешённые способы лечения.

А истина известна одному лишь Аллаху.

Источник

Вопрос №160:
Является ли рвота младенца наджасом?

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Является ли рвота младенца наджасом?

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Если посмотреть на все, что выходит из человека во время физиологических процессов, происходящих в организме, то это можно разделить на три категории.

Первая категория: то, что выходит из человека и является чистым, без разногласия. Например, слюна и пот.

Вторая категория: то, что выходит из человека и является наджасом, без разногласия. Например, то, что выходит при малой и большой нужде.

Третья категория: то, в чем есть разногласия, как, например, рвота, небольшая кровь, которая может выделяться из тела человека (сюда не входит пролитая кровь, которая имеется в виду в Коране, являющаяся наджасом единогласно), также «аль-маний» — жидкость, выделяемая во время близости между супругами, и другое.

Соответственно, рвота — это то, в чем есть разногласия у ученых.

Большинство ученых сказали, что рвота является наджасом. Доводом они приводят хадис из достоверного сборника имама Муслима, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто забирает свой подарок, подобен тому, кто возвращает свою рвоту»[1]. В другой версии: «Подобен собаке, которая возвращается к своей рвоте»[2]. Из этого хадиса они сделали вывод, что рвота является наджасом, потому что делать подобное является запретным, а запретное в некоторых текстах Шариата порой упоминается как наджас.

Также некоторые из них сказали, что рвота является наджасом по аналогии с тем, что выходит из человека, когда он справляет большую нужду. Иначе говоря, то, что изменилось в желудке человека, является наджасом. Поэтому они проводят аналогию рвоты со стулом.

Другие ученые сказали, что рвота не является наджасом, потому что доводы, которые упомянуты выше, не являются явными и ясными.

И, наконец, третья группа ученых заключила, что все зависит от характера рвоты: если содержимое успело измениться под воздействием пищеварительных ферментов, то рвота является наджасом; в противном случае она не является наджасом. В частности, это касается грудных детей, у которых после кормления обычным делом является срыгивание съеденного или выпитого, чаще всего это молоко, которое не успело еще измениться в желудке ребенка.

Читайте также:  Можно ли пить физраствор детям при рвоте

Это мнение маликитского мазхаба, и оно наиболее сильное. Они говорят, что нужно разделять между тем, что изменилось внутри человека, похожее на переваренное месиво, и тем, что, не изменилось, осталось похожим на ту еду, которую он только что принял. Последнее не является наджасом. Однако во всех этих случаях, как бы там ни было, будет лучше, если женщина, собравшаяся помолиться, промоет то место на одежде или ту часть тела, куда попала рвота.

Часто многие думают, что если дотронуться до рвоты, кала или мочи, то это нарушает омовение. Однако при этом омовение не портится, достаточно только промыть места соприкосновения с нечистотами.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
24 Джумада аль-уля 1440 г. (30.01.2019)

[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 2621, т. 3, с. 164; Сахих Муслима, хадис № 1622, т. 5, с. 64; Сунан Абу Дауда, хадис № 3538, т. 3, с. 518; Сунан Ан-Насаи, хадис № 3696, т. 6, с. 266; Сунан ибн Маджа, хадис № 2385, т. 4, с. 55.

[2] Сахих Аль-Бухари, хадис № 2589, т. 3, с. 158; Сахих Муслима, хадис № 1622 (8), т. 5, с. 64; Сунан Абу Дауда, хадис № 3539, т. 3, с. 518; Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 1298, т. 2, с. 569; Сунан Ан-Насаи, хадис № 3690, т. 6, с. 265; Сунан Ибн Маджа, хадис № 2391, т. 4, с. 59.

Источник

30 Ноября 2011

Фикх –

Очищение

Является ли рвота наджасом и портит ли она омовение?

Вопрос: Является ли рвота наджасом и портит ли она омовение?

Ответ: Хвала Аллаху.

– Что касается того, портит ли ее выход омовение, то в этом разногласят факихи Ислама.

Сказал имам ат Тирмизи:

وَقَدْ رَأَى غَيْرُ وَاحِدٍ مِنْ أَهْلِ الْعِلْمِ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِىِّ -صلى الله عليه وسلم- وَغَيْرِهِمْ مِنَ التَّابِعِينَ الْوُضُوءَ مِنَ الْقَىْءِ .. وَهُوَ قَوْلُ سُفْيَانَ الثَّوْرِىِّ وَابْنِ الْمُبَارَكِ وَأَحْمَدَ وَإِسْحَاقَ. وَقَالَ بَعْضُ أَهْلِ الْعِلْمِ لَيْسَ فِى الْقَىْءِ وُضُوءٌ. وَهُوَ قَوْلُ مَالِكٍ وَالشَّافِعِىِّ

“Считали многие ученые из сподвижников Пророка – мир ему – и табиинов, что следует совершить малое омовение тому, кто вырвал.

И это слово Суфьяна ас-Саури, Абдуллаха Ибн аль Мубарака, Ахмада Ибн Ханбаля, и Исхака.

И некоторые ученые сказали что не следует брать малое омовение из-за рвоты, и это слово Малика и аш Шафии

Источник: “Сунан ат Тирмизи”, 1/152

И то что это нарушает вуду – передается от Али Ибн Аби Толиба, Ибн Аббаса, Абу Хурейры, и Ибн Умара, и автор ответа не видел противоречащих им среди сподвижников Пророка (мир ему), и поэтому следует данному мнению.

И также ученые говорящие об этом, аргументируют известным хадисом Саубана, да будет доволен им Аллах, однако он не ясный в этом, и в его утвержденности известное разногласие у хафизов, хоть и утверждает его имам Ахмад.

– Что касается того, наджаса рвота, или нет,  то многие ученые передали иджма на это.

Сказал ан Навави:

وهذا الذي ذكره من نجاسة القيء متفق عليه سواء فيه قيء الآدمي وغيره من الحيوانات صرح به البغوي وغيره، وسواء خرج القيء متغيرا أو غير متغير. وقال صاحب التتمة: إن خرج غير متغير فهو طاهر وهذا الذي جزم به المتولي، هو مذهب مالك نقله البراذعي منهم في “التهذيب”

“То что упомянул автор о нечистоте рвоты – на этом единогласное мнение. 

 И нет разницы это рвота человека или животных, сказал об этом аль Багави и другие. И нет разницы вышла рвота изменившейся или нет, и сказал автор “Ат Татимма”: “Если вышла неизменившейся то она чистая”, и это сказал аль Мутавалли, и это мазхаб Малика который передал от маликитов аль Барзаи в “Тахзиб аль мудаввана”.

Источник: “Маджму шарх аль мухаззаб”, 2570

Сказал аз Заркаши Аль Ханбали:

بلا نزاع ، وهو البول والودي والدم وما في معناه ، والقيء

“То что являтся наджасом без разногласий – это моча, и кровь,.. и гной”

Источник: “Шарх мухтасар аль хиракы”, 1/220

И мы не знаем говорящего о том, что она чистая абсолютно – кто сказал бы об этом до Ибн Хазма.

И это мнение может внешне казаться кому-то более сильным, однако нужно найти, кто из саляфов сказал что-либо подобное. И если это имеется, то альхамдулиЛлях, но мы не нашли ничего подобного не сами, не в книгах по сравнительному фикху где приводятся слова ученых.

Поэтому автор этого ответа следует за мнением о том, что рвота является наджасой, если она изменила свой цвет, вкус, или запах по отношению к еде так что стала похожей испражнения, в противном же случае она чистая.

Читайте также:  У ребенка 5 лет жидкий стул и рвота что делать

И это одно из мнений в маликитском мазхабе,  (см. “Мауахиб аль-джалиль”, 1-94), и это то что показалось наиболее близким в этом вопросе к доказательствам.

Аллах знает лучше.

Источник

#1

Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 26 февраля 2011 – 16:52

Please Login or Register to see this Hidden Content

Please Login or Register to see this Hidden Content

Вопрос #42929: Является ли рвота нечистотой (наджаса)? Является ли рвота нечистотой (наджаса)? Ответ Вся хвала Аллаху.

Во-первых:

Большинство ученых считает, что рвота является наджасой (нечистотой)

Сказано в аль-Маусуа аль-Фикхия (34/87):

Существуют различные мнения относительно чистоты рвоты. Ханафиты и Ханбалиты говорят, что это нечистота (наджаса) и они опираются на разные доводы. И это мнение Маликитов относительно еды, которая была изменена в процессе пищеварения, даже если она не приобрела характеристик кала. В качестве довода они приводили слова Пророка (мир ему и благословения Аллаха): «О, Аммар, одежду следует мыть в пяти случаях: кал, моча, рвота, кровь и семя»

Они также цитировали в качестве довода, что это нечистоты тот факт, что это можно сравнить с калом, по причине запаха и отталкивающего вида.

Некоторые ученые, как ибн Хамз и Шаукани считали, что рвота чиста (тахир), потому что основа всему – чистота, и нет достоверного сообщения относительно того, что это нечистоты.

Он отвечали на хадис Аммара, что это слабый (даиф) хадис.

Ан-Навави сказал в аль-Маджму (2/549): «Хадис Аммара был передан Абу Яла аль-Маусили в своем муснаде, Даракутни и аль-Байхаки. Аль-Байхаки сказал: это ложный хадис без основы. Даракутни и аль-Байхаки постановили, что это слабый хадис (даиф)»

Он был также оценен как слабый (даиф) аль-Хафизом ибн Хаджаров аль-Талхис аль-Хабир, 1/33

Шейх Альбани сказал в Тамам аль-Минна (стр. 53), комментируя мнение автора Фикх аль-Сунна о том, что рвота является нечистотой:

«Я говорю: автор не привел доводов для этого, кроме слов: «Существует консенсус, что это нечистоты». Это ошибочное заявление, потому что ибн Хазм не был на этом мнении, когда заявил, что рвота мусульманина чиста. Это было мнением имама Шаукани в Дарар аль-Бахия и Сиддик Хана в его комментарии; они не считали рвоту человека относящейся к нечистотам в целом и это правильно. Они сказали, что это относится к разногласиям ученых, и они не могут быть убраны без наличия достоверного довода. Подобное было сказано Шаукани в аль-Сайль аль-Джарар»

Шейх Сулейман аль-Альван был спрошен о том, является ли рвота нечистотой и он ответил: «Правильным мнением является то, что это чисто (тахир) в любом случае (т.е. изменилась еда или нет). То, что рвота неприятна и отталкивает, не указывает на нечистоту.

Основным принципом в этом вопросе является чистота всего, кроме того, что имеет довод на нечистоту. Нет довода на то, что рвота нечиста, поэтому она чиста»

См. Маджму, 2/570; аль-Мугни 1/485

Во-вторых:

Относительно того, аннулирует ли рвота омовение, то правильным мнением ученых является то, что рвота не аннулирует омовение. Смотрите ответ на вопрос 2570.

#2

Айша

Айша

  • Мусульманка
  • 2 399 сообщений

Отправлено 26 февраля 2011 – 17:32

Ассаляму алейкум.очень важная инфа.однако если человек сам вызвал рвоту во время поста,то это портит пост.
кстате можно ссылку?

#3

Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 26 февраля 2011 – 17:36

Ассаляму алейкум.очень важная инфа.однако если человек сам вызвал рвоту во время поста,то это портит пост.
кстате можно ссылку?

ухти
ссылка наверху ухти на двух языках) арабск. и английск.
а на русский перевод нужно нажать на принтер

#4

Djennet

Djennet

  • Мусульманка
  • 1 772 сообщений

Отправлено 31 июля 2012 – 21:57

Асаламу Алеикум моя дочка срыгивает часто по немнойку я просто чишу то место и все но часто забиьваыу по спешке

Сообщение отредактировал Djennet: 31 июля 2012 – 21:57

#5

~elmira~

~elmira~

  • Администраторы
  • 1 739 сообщений

Отправлено 18 октября 2013 – 06:12

Во-вторых:

Относительно того, аннулирует ли рвота омовение, то правильным мнением ученых является то, что рвота не аннулирует омовение.

Сестры, у меня почему-то сомнение по этому поводу. Почему-то я всегда была уверенна, что рвота портит омовение… Ведь если стошнит, то и во рту и в носу остается пища фууу…

#6

umm tasnim

umm tasnim

    Nura

  • Мусульманка
  • 1 441 сообщений

Отправлено 18 октября 2013 – 16:30

Ассалям алейкум. Джазакилляху хойрон Админка

#7

Умм Абдуллах

Умм Абдуллах

  • Мусульманка
  • 622 сообщений

Отправлено 19 октября 2013 – 11:57

Источник