Рвота нарушение речи у детей

Рвота нарушение речи у детей thumbnail

Что такое нарушения речи? Каковы его причины, признаки, виды, диагностика и лечение? Чем может быть вызван этот симптом? Определение: нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна – от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых. В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”) Марио де Висенте расскажет вам о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.

Причины речевых расстройств

Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

  • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
  • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
  • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
  • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.

Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когнитивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!

Симптомы нарушений речи

В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:

  • Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
  • Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
  • Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании  звуков.

Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание – нарушение плавности, ритма и организации речи.

Несмотря на то, что речь – это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки: 

  • Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
  • Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.

Речевые расстройства: классификация и виды

Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:

1- Дизартрии:

Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.

2- Дислалии:

Дислалия – расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:

  • Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки – это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей – за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
  • Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
  • Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
  • Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.

3- Дисглоссии

Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) – это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:

  • Губные дисглоссии: связаны с  изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида – заячья губа, волчья пасть.
  • Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
  • Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
  • Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
  • Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
  • Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.
Читайте также:  Что можно дать ребенку от рвоты и поноса 5 лет что

4- Дисфемия

Дисфемии – это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.

5- Афазии

Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.

  • Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
  • Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
  • Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
  • Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
  • Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
  • Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.

6- Дислексия

Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией. Пройдите тест CogniFit (“КогниФит”) на дислексию прямо сейчас!

7- Специфическое расстройство речи

Специфическое расстройство речи или развития речи – это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.

8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью. В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ. Пройдите тест CogniFit (“КогниФит”) на СДВГ сами или протестируйте своего ребёнка!

9- Дискалькулия

Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка – математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины. Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.

Диагностика нарушений речи

Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.

Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы. Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию. Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.

Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях

Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.

Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

Как помочь ребёнку с речевыми расстройствами в домашних условиях?

Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи.

И, наконец, важнейший шаг – выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно – вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.

Читайте также:  Рвота с кровью кал черного цвета

Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе

В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.

Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.

“Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной  речи” даёт следующие рекомендации:

• Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.
• Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.
• Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.
• Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.
• Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.

С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник

Рвота — достаточно частое явление в жизни ребенка. Причем, чем младше малыш, тем чаще он может страдать от периодической рвоты. У ребенка рвота может возникнуть в силу самых разнообразных причин. При этом родители должны понимать, что не принимать во внимание столь важный симптом нельзя.

В некоторых случаях определить, почему проявилась рвота у малыша, можно по характеру рвотных масс. Но все же  в большинстве случаев проявление рвоты у ребенка свидетельствует о том, что ему срочно необходима врачебная помощь.

Механизм возникновения рвоты

При рвоте происходит резкое опорожнение желудка, содержимое которого извергается через рот. Рвота у детей, как, впрочем, и у взрослых людей, начинается вследствие действия рвотного центра, который расположен в продолговатом мозге человека. Рвотный центр способен возбуждаться вследствие поступления импульсов из желудка, печени, кишечника, матки, почек, вестибулярного аппарата человека. Также на него может воздействовать раздражение нервных центров. Яркий пример — начало рвоты, если человек ощущает неприятный запах. Кроме того, возбуждение рвотного центра может произойти вследствие действия лекарственных препаратов, токсических веществ.

Перед тем, как проявляется непосредственно рвота, развивается тошнота, дыхание становится прерывистым и быстрым, повышается слюноотделение.

Непосредственно механизм рвоты следующий: изначально у человека опускается диафрагма, голосовая щель закрывается (благодаря этому рвотные массы не попадают в дыхательные пути ребенка), происходит спазм нижнего отдела желудка, в то же время его верхний отдел расслабляется. Вследствие быстрого сокращения мышц брюшного пресса и диафрагмы содержимое желудка выбрасывается, и происходит рвота.

Причины рвоты

Рвота у детей может развиваться вследствие самых разных причин. Ее могут спровоцировать инфекционные заболевания, болезни ЖКТ, хирургические недуги, заболевания ЦНС, прорезывание зубов у младенца и др. В зависимости от того, какая именно причина спровоцировала рвоту, она может проявляться один раз и многократно, быть скудной и обильной. Также рвота может происходить через определенные периоды времени. Так называемая ацетонемическая рвота проявляется вследствие избыточного накопление ацетоновых тел в организме ребенка.

Рвота у ребенкаПрежде чем оказывать помощь, нужно определить причину рвоты. Это поможет сделать изучение характера рвотных масс. Важно знать, присутствует в ней переваренная или непереваренная пища, есть ли в массах кровь, желчь, слизь.

К тому жеследует понять, что именно происходит с ребенком — проявляется рвота или срыгивание. Как правило, у малыша срыгивание происходит без напряжения живота. Это явление — следствие того, что желудок переполнен пищей или воздухом. В данном случае любое лекарство от рвоты для детей не возымеет действия.

Основная опасность состоит в том, что механизмы у младенцев могут быть несовершенными. Как следствие, высок риск попадания рвотных масс в дыхательные пути малыша. Однако по мере взросления ребенка этот механизм совершенствуется, и у детей 3 лет он уже работает более слаженно.

У детей первых лет жизни рвота наблюдается чаще всего при острых инфекциях, а также при отравлении пищевыми продуктами. У старших детей рвота чаще всего является результатом патологий ЖКТ, заболеваний центральной нервной системы, нарушениях психоэмоционального характера.

Если в организме ребенка развивается инфекционный процесс, то рвота сопровождается сильной тошнотой, повышением температуры, слабостью и поносом. Сильная рвота может сопровождать вирусный гепатит.

Хирургические болезни брюшной полости — еще одна причина проявления рвоты на фоне болевого синдрома, запоров, поносов и других симптомов. Так, проявления рвоты часто наблюдаются при аппендиците, диветикулите, кишечной непроходимости, холецистите и других заболеваниях. Устанавливая диагноз, врач обязательно интересуется особенностями рвотных масс и непосредственно рвоты, назначает дополнительные исследования.

Рвота у детей без температуры может свидетельствовать о развитии болезней центральной нервной системы. Этот симптом проявляется при повышенном внутричерепном давлении, воспалении оболочек мозга, эпилепсии, мигрени и других заболеваниях. Ночная рвота иногда свидетельствует об опухолях мозга.

Особенности рвоты у ребенка

Особенности рвоты у ребенкаЛечение рвоты у детей в домашних условиях можно проводить только в том случае, если не наблюдается опасных симптомов, свидетельствующих о серьезности заболевания. Особенно внимательно следует относиться к проявлению рвоты родителям грудных детей. Итак, рвота у малыша должна насторожить родителей, если в извергаемых массах есть примеси крови или коричневые вкрапления. Тревожный симптом — частая рвота у ребенка, которая появляется более чем 4 раза на протяжении 2 часов. В данном случае требуется немедленное лечение, так как организм малыша очень быстро обезвоживается. Кроме того, следует немедленно обратиться к врачу, если у малыша при рвоте поднимается температура тела, отмечается сильная вялость либо полусознательное или бессознательное состояние. Только специалист может сказать, что делать в таком случае, определить причины рвоты и назначить лечение. Следует сразу вызывать врача и при проявлении рвоты после падения малыша, травмирования головы, при полном отсутствии стула. Сильная боль в животе — еще один тревожный признак. Если ребенку больше 2 лет, он может сам сказать об этом родителям. У младших детей болевой синдром определяется по характерному поведению. Все описанные признаки требуют немедленного контроля состояния ребенка специалистом. Поэтому нужно сразу же вызывать «скорую помощь».

Читайте также:  Температура вялость и рвота

До приезда неотложной помощи ни в коем случае нельзя оставлять малыша без присмотра. Если проявляется рвота у ребенка без температуры, то до приезда врача не следует предпринимать никаких активных действий. Ребенку нужно полоскать рот после приступа рвоты. Если речь идет о грудничке, то ему можно промывать полость рта кипяченой водой, используя для этого 20-кубовый шприц. Это поможет избежать раздражения.

В случае резкого повышения температуры тела до приезда врача ребенка можно обтирать влажным полотенцем. Влажные обтирания можно практиковать, если наблюдается температура 39 градусов и выше. Сильная слабость у ребенка при рвоте провоцирует отсутствие аппетита, поэтому кормить малыша, который страдает от рвоты, не нужно.

Почему проявляется рвота у новорожденных?

Рвота у младенца в первые сутки жизни, как правило, наблюдается, если новорожденный проглотил очень много околоплодных вод. В это время ребенок обычно пребывает под контролем врачей в роддоме. Если рвота появляется через некоторое время после рождения ребенка, и при этом отмечаются нарушения дыхания и периодическое удушье, то это могут быть признаки атрезии хоан (сильное сужение или заращение носовых ходов). Рвота у новорожденных иногда является признаком врожденной непроходимости пищевода.

Если в первые несколько суток после рождения ребенка у него появляется рвота, к которой примешивается желчь, зелень, каловые массы, то врач может заподозрить кишечную непроходимость, а также поражение кишечника вследствие сепсиса, инфекционного поражения, незрелости кишечника.

Кроме указанных причин рвота у грудных детей может отмечаться при нарушениях работы кардиального сфинктера желудка, аномалии развития пилорического отдела желудка, при поражениях ЦНС. Также причиной рвоты может быть незрелость желудочно-кишечного тракта, отсутствие рационального вскармливания и др.

Однако родители должны понимать, что однократная рвота у грудных детей не обязательно бывает симптомом серьезной патологии. Младенца, который только что вырвал, нужно немного подержать вертикально, а спустя некоторое время накормить.

Как правило, однократная рвота у новорожденного или грудного младенца бывает после кормления. Поэтому после еды рекомендуется немного подержать ребенка в вертикальной позиции.

Психогенная рвота

Рвота у грудного ребенкаОтдельно следует выделить возникновение рвоты под влиянием психогенных факторов. Рвота у ребенка может стать следствием сильного страха, злости, волнения. К тому же в качестве психогенных причин рвоты определяются болезни с психическим компонентом, анорексия и булимия. Врачи определяют также так называемую демонстративную рвоту, которая является результатом желания ребенка привлечь внимание к собственной персоне. Рвота у грудничка и у ребенка более старшего возраста возможна и в случае принудительного кормления. В таком случае содержимое желудка может извергаться фонтаном после кормления. Температура при этом не повышается, общее состояние ребенка остается нормальным. Хотя родители должны внимательно отнестись к такому симптому и обязательно исключить другие причины рвоты у грудничка. Что делать при часто повторяющихся эпизодах такой рвоты, подробно объяснит педиатр.

Иногда психогенная рвота проявляется циклически, в виде приступов, при этом наблюдаются и другие расстройства вегетативного характера. В таком случае родители должны обязательно отвести ребенка на прием к врачу-невропатологу. При однократной рвоте родители должны следовать выжидательной тактике, обеспечить ребенку покой и обильное питье. Пить он должен небольшими порциями.

Ацетонемический синдром

Иногда многократная рвота является результатом развития у малыша ацетонемического криза. Для этого состояния характерно накопление большого количества ацетона и ацетоуксусной кислоты в крови ребенка. Данный синдром развивается у детей с тяжелыми заболеваниями. Кроме того, отмечаются случаи первичного ацетонемического синдрома. Таким способом организм реагирует на боль, особенности питания, сильные эмоции. При ацетонемическом кризе отмечаются схваткообразные боли в животе, тошнота, повышается температура тела. В моче, рвотных массах и воздухе, который выдыхает больной ребенок, чувствуется запах ацетона.

Такие симптомы — повод для обращения к педиатру. Ребенку не нужно давать никакой еды на протяжении 6-8 часов. Поить малыша следует часто, с интервалом в 15 минут. Рекомендуется пить щелочную минеральную воду, отвар сухофруктов. Если ребенок отказывается от питья, то жидкость вводится ему шприцом или пипеткой. При ацетонемическом кризе норма питья — 100 мл жидкости на 1 кг массы тела.

Первая помощь при рвоте

Родители должны обязательно следить за тем, чтобы рвотные массы не попадали в дыхательные пути ребенка. Если рвота у малыша началась при кормлении, то его следует прекратить на два часа. Чтобы предупредить попадание рвотных масс в дыхательные пути ребенка, нужно обязательно повернуть его на бок и держать полувертикально, или взять его на руки и держать в вертикальном положении.

До прихода педиатра ребенок должен пить жидкость небольшими порциями. В то же время нельзя самостоятельно промывать желудок, давать ребенку лекарственные препараты.

Источник