Во время поста рвота

Во время поста рвота thumbnail

1. Нарушает ли пост рвота?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини по поводу этого вопроса в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет так: «Преднамеренно вызванная рвота пост нарушает, а рвота, выходящая непроизвольно, не нарушает». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Ибн Хаббаном, говорится:

«Тому, у кого рвота появилась непроизвольно, этот пост возмещать не нужно (т. е. пост не нарушается). А если кто-то преднамеренно вызвал рвоту, то пусть возместит этот пост» (см. Сунану Аби Давуд, 2/283).

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ وَهُوَ صَائِمٌ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَإِنْ اسْتَقَاءَ فَلْيَقْضِ

От преднамеренно вызванной рвоты пост нарушается её выходом, даже если обратно не проглотить. А при рвоте, которая появилась сама, непроизвольно, необходимо быть осторожным и стараться не глотнуть из вырванного что-либо обратно» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 128–129, издательство «Даруль Файха»).

2. Нарушается ли пост от уколов?

Нет, от уколов пост не нарушается. Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» пишет: «Для того, чтобы вещество, проникающее внутрь, нарушало пост, необходимо, чтобы оно проникало через внешние отверстия (ухо, нос, рот и т. д.). Поэтому если масло впитается в тело человека через кожные поры, пост не нарушается» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 173, издательство «Даруль Файха»).

3. Можно ли во время поста глотать слюну?

В книге «Мугниль Мухтадж» есть следующее шариатское заключение относительно поста: «Проглоченная слюна пост не нарушает, если её проглотили с полости рта. Если же слюна вышла с полости рта наружу, к примеру на губу, то её глотать нельзя, так как после того, как слюна вышла с полости рта, она стала чужеродным веществом, нарушающим пост (если слюна будет на высунутом языке, то её проглатывание не нарушает пост, так как язык, даже если его высунули изо рта, считается полостью рта). Так же, если намочить нить своей слюной и вернуть её в рот, то проглоченная от этой нити слюна нарушает пост. Нарушает пост и слюна, смешанная с другим веществом, будь это вещество чистым (к примеру, цвет слюны изменился от покрашенной нити) или наджасом (к примеру, цвет слюны изменился от крови с дёсен)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 174–175, издательство «Даруль Файха»).

4. Портится ли пост, если покушать по забывчивости?

 В книге «Мугниль Мухтадж» говорится: «Пост не нарушается, если покушать по забывчивости». В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Бухари и Муслимом, говорится:

«Тот, кто забыв о том, что он держит пост, покушает или выпьет, то пусть продолжает поститься. Поистине его накормил и напоил Всевышний Аллах» (см. «Сахихуль Бухари», № 1831, «Сахихуль Муслим», № 2716).

مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ فَلْيُتِمَّ صَوْمَهُ فَإِنَّمَا أَطْعَمَهُ اللَّهُ وَسَقَاهُ

В сборнике хадисов Ибн Хаббана говорится: «[и за то, что он покушал по забывчивости] на него не возлагается возмещение этого поста и выплачивание штрафа» (см. «Сахиху Ибни Хаббан», № 3512).

ولا قضاء عليه ولا كفارة

(см. Мугниль Мухтадж, 2-й том, стр. 177–178, издательство «Даруль Файха»).

5. Можно ли беременной и кормящей грудью матери держать пост?

В книге «Фатхуль Аллям» говорится: «Держать пост беременной и кормящей грудью матери можно, и их пост будет считаться действительным. Но они имеют право не поститься, если боятся за своё здоровье или здоровье ребёнка (или зародыша), но потом обязаны этот пост возместить. И ещё: если мать не держала пост, боясь за ребёнка, а не за себя, то, помимо возмещения, необходимо выплатить каффарат (штраф) в размере одного мудда» (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 63, издательство «Дару Ибни Хазм»).

6. Я занимаюсь продажей шаурмы на территории, где большая часть населения неверующие. В месяц Рамазан я не могу продавать её мусульманину, а неверующему можно?

Даже если неверующие и не признают нашего Пророка (мир ему и благословение), всё же законы Шариата распространены и на них. И даже если на этом свете с них нет спроса за неисполнение решений Шариата, то на том свете они будут спрошены. Поэтому запрещено (харам) помогать неверующему в тех делах, которые не позволительно делать нам сами – верующим, к примеру, давать им кушать и пить в светлое время суток во время поста (см. «Фатхуль Аллям», 4-й том, стр. 9, издательство «Дару Ибни Хазм»).

7. На кого возложен пост в месяц Рамазан?

Учёный-богослов Мухаммад Тахир аль-Крахи в своей книге «Шархуль Мафруз» приводит следующие условия, наличие которых делает обязательным пост в месяц Рамазан:

1. Быть мусульманином. Неверующего не обязуют на этом свете поститься, но ему будет наказание за его оставление на том свете, так как законы Шариата распространяются и на неверующих.

2. Совершеннолетие и разум.

3. Наличие силы держать пост.

4. Чистота от менструации и послеродовых выделений.

5. Не быть в пути, при котором дозволяется сокращать намазы. Если человек находится в пути, при котором дозволяется сокращать намазы, то он может не держать пост, но потом обязан их возместить. Но, если человек отправился в путь постясь, то ему не позволительно отпускать уразу, этот день он должен продержать пост до конца.

(см. «Шархуль Мафруз», стр. 603–604, издательство «Даруль Марифати»)

8. Если на сухур (предрассветная еда) покушать мясное блюдо и в зубах останутся остатки, то портится ли пост, если в течение светового дня они останутся в зубах, и через них будет проходить слюна, которую я глотаю?

В книге «Ианату Талибин» по поводу этого вопроса есть следующее пояснение: «Если останется пища между зубами и через неё сама по себе проходит слюна, то глотание этой слюны пост не нарушает (если человек не глотает её, помня о посте; иначе пост нарушается), если сложно вывести эти остатки и выплюнуть. Но во избежание этого желательно перед рассветом тщательно почистить зубы, чтобы не подвергать пост риску нарушения. Что же касается того, когда человек может отделить остатки пищи и выплюнуть, или глотает слюну, прошедшую через остатки пищи в зубах (и пищу он не может вывести из зубов), помня о посте, то пост нарушается» (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 451–452, издательство «Даруль Файха»).

Читайте также:  Почему при рвоте пена

9. Слышал, что если пропущенные в месяц Рамазан посты не возместить до наступления следующего, то помимо возмещения необходимо выплатить штраф за откладывание. Так ли это?

Да, это так, за каждый не возмещённый пост месяца Рамазан с прохождением года возлагается штраф в размере одного мудда (мудд – это мера измерения сыпучих тел, равная 675 граммам) за каждый день поста. И этот штраф увеличивается по прохождении каждого года, пока не возместят пост. Но штраф налагается в том случае, когда в течение года была возможность возместить пост и не возместили. Если же возможность для возмещения не имелась (к примеру, человек весь год болел, находился в пути, мать кормила грудью ребёнка), то штраф за откладывание возмещения не налагается, необходимо просто возместить пост. Если человек отложил возмещение Рамазана, имея возможность его возместить до наступления следующего Рамазана, и умер, то за каждый пропущенный день выплачивают два мудда штрафа – один мудд за пропуск дня поста, другой – за откладывание. Если же за умершего пропущенные посты месяца Рамазан держал его родственник или тот, кому разрешили родственники, то необходимо выплатить один мудд – мудд за откладывание возмещения (см. «Ианату Талибин», 2-й том, стр. 468–470, издательство «Даруль Файха»).

10. Что делать моему отцу. Он уже стар, и не в состоянии поститься?

Учёный-богослов Хатыбу Ширбини в своей книге «Мугниль Мухтадж» отвечает на этот вопрос следующим образом: «Люди, которые не могут поститься из-за своей старости, обязаны за каждый день поста месяца Рамазан выплачивать мудд. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл):

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

В этом аяте, перед словосочетанием «имеют возможность» предполагается частица «ля», что придаёт предложению смысл отрицания и поэтому смысл этого аята следующий:

«И те, которые не могут поститься (из-за старости), должны выплачивать штраф мискинам (нуждающимся)» (сура «Аль-Бакара», аят 184)» (см. «Мугниль Мухтадж», 2-й том, стр. 206, издательство «Даруль Файха»).

Источник

Нарушает ли рвота пост?

Нарушает ли рвота пост?

Если человек умышленно станет вызывать рвоту, зная, что это запрещено, тогда пост будет нарушен и его необходимо возместить.

Однако, если рвота появится самостоятельно, тогда пост не будет нарушен, о чем свидетельствует хадис: «Тот, у кого была [непроизвольная] рвота, не обязан возмещать пост. Тот же, кто вызвал рвоту намеренно, должен возместить пост» (Ат-Тирмизи, 720).

Также пост не нарушается от умышленно вызванной рвоты, но с условием, что [такой человек] забыл о том, что он постится, или он не знал о данном запрете для постящегося. [Указанные причины] являются оправданием вследствие невежества, как и недавнее принятием Ислама или нахождение вдали от тех, кто [способен] обучить [данному вопросу], как указано в книге «Ат-Тухфат» (3/389).

السؤال: هل القيءُ مبطلٌ للصوم؟

الجواب: إن تعمد الصائمُ التقيؤ وهو عالمٌ بحرمته عليه فقد بطل صومه وعليه قضاؤه، أما إن غلبه القيءُ فلا يفطر؛ للحديث الصحيح:» مَن ذرعه القيءُ فليس عليه قضاء، ومن استقاء فليقض «. وكذلك لا يُفطرُ إن تعمد القيءَ لكنه كان ناسياً للصوم أو جاهلاً بحرمته على الصائم وهو معذورٌ بجهله كمن كان قريبَ عهد بالإسلام أو بعيداً عمن يعلم ذلك كما في «التحفة»(3/389).

Если человека одолела рвота, и он ненамеренно вернул часть рвотных масс в пищевод, то это не портит его пост

У меня второй месяц беременности, и в месяц рамадан у меня бывает рвота. Иногда она возникает незадолго до закатной молитвы, а иногда я чувствую, что часть рвотных масс возвращается в пищевод. Каково положение этого?

Хвала Аллаху Господу миров.

Во-первых, между учеными нет разногласий в отношении того, что намеренная рвота нарушает пост. Если же рвота одолела человека, то есть произошла ненамеренно, то она не портит пост. Об этом сказал аль-Хаттаби и Ибн аль-Мунзир. См. аль-Мугни (Т. 4. С. 368).

Доказательством этому является хадис, который передал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит вас Аллах и приветствует, сказал: Тот, кого одолеет рвота, не обязан возмещать пост. А тот, кто вызвал рвоту намеренно, должен возместить пост[1].

Шейх Ибн Теймия сказал: Что касается рвоты, то если человек вызвал ее намеренно, то она нарушает пост; если же рвота одолела человека, то это не нарушает пост[2].

Шейху Ибн Базу задали вопрос о постящемся человеке, у которого произошла ненамеренная рвота: возмещать ему пост или нет. Он ответил: “Он не возмещает пост. Если же он вызвал рвоту, то в этом случае он возмещает пост”. В качестве доказательства он привел предыдущий хадис.

Шейху Ибн ‘Усаймину задали вопрос: Портит ли пост рвота днем в месяц рамадан? Он ответил: «Если человек вызвал рвоту намеренно, то это нарушает пост. Если же рвота произошла непроизвольно, то – не нарушает. Доказательство этому в хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах (был упомянут выше).

Если рвота одолела Вас, то пост это не нарушает. Если человек чувствует волнение желудка, и ощущает, что скоро у него произойдет рвота, должны ли мы сказать, что этот человек должен сдержать рвоту? Нет. Или он должен вызвать ее? Нет. Однако мы скажем, будьте нейтральны: не вызывайте рвоту и не препятствуйте ей. Если Вы вызовите рвоту, то это нарушит пост, а если сдержите ее, то навредите себе. Если рвота произошла непроизвольно, то пусть. Это не навредит Вам и не нарушит пост»[3].

Читайте также:  Ребенок боли в животе рвота водой

Во-вторых, если какая-то часть рвотных масс вернулась обратно в пищевод ненамеренно, то его пост остается верным, так как это произошло не по воле человека.

Постоянному Комитету задали вопрос о человеке, который случайно проглотил часть рвотных масс.

Комитет ответил: Если человек вызвал рвоту намеренно, то пост его нарушился. Если рвота одолела его, то пост его остается верным. Также пост не нарушает случайное, не намеренное проглатывание рвотных масс[4].

[1] Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 720; аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверен.

[2] Ибн Теймия. Аль-Фатауа. Т. 25. С. 266.

[3] Ибн ‘Усаймин. Фатауа-с-сыям. С. 231.

[4] Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 10. С. 254.

islamqa

Источник

Во время поста рвота

Сообщается со слов Абу Хурайры:

«Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» (аль-Бухари 1899, Муслим 1079).

Всевышний Аллах сказал в хадисе кудси:

«Каждое дело сын Адама совершает для себя, и награда за каждое благое дело увеличивается в десять раз и до семисот, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздаю за него».

*****

Еще раз поздравляем наших братьев и сестер с началом благословенного Рамадана. Пусть Всевышний позволит нам провести его с пользой, простит наши грехи и примет наше поклонение и добрые дела в этом месяце. Амин.

С дозволения Аллаха мы продолжаем цикл статей на тему обязательного поста

Напоминаем, что в месяце Рамадан верующие исполняют один из пяти столпов Ислама – держат пост (саум, ураза). Во время поста не разрешается есть, пить и вступать в интимные отношения (а также намеренно вдыхать дым – это, прежде всего, касается курящих).

Также Рамадан – это время духовного очищения, когда верующие должны быть особенно внимательны к своему поведению – не допускать между собой ссор, ругани, злословия, стараться совершать как можно больше дополнительного поклонения (читать Коран, зикр, салават, желательные намазы-нафиль) и делать добрые дела – помогать бедным, навещать больных, принимать гостей. Нужно помнить, что как награда за добрые дела, так и наказание за ослушание Аллаха в этом месяце возрастают многократно.

Время поста начинается с рассвета – со времени наступления намаза фаджр: незадолго до этого времени верующие должны завершить сухур – трапезу перед началом поста (ее лучше окончить минут за 10 до восхода, чтобы успеть почистить зубы и прополоскать рот от остатков пищи).

Оканчивается пост с заходом солнца – с наступлением времени намаза магриб, это время ифтара – разговения после окончания поста. Согласно Сунне пост открывают сначала несколькими финиками и глотком воды, потом читают намаз магриб, а уж потом приступают к более обильной пище. Однако нужно стараться соблюдать умеренность в пище и не переедать, чтобы не перегружать свой организм после целого дня воздержания.

Врачи советуют постящимся стараться есть побольше фруктов и овощей, воздержаться от жареной или жирной пищи, и стараться до начала поста выпить как можно больше воды, особенно в той местности, где сейчас стоит жаркая погода, чтобы избежать обезвоживания.

Перед разговением желательно читать следующее дуа:

Во время поста рвота

После ифтара верующие читают ночной намаз ‘иша, а после него читается намаз таравих — специальный суннат-намаз месяца Рамадан. Совершение его является сунной-муаккада (сильно желательной сунной).

Во времена пророка Мухаммада (мир ему и благословение) таравих совершался и в 8, и в 20 ракаатов, однако таравих состоящий из двадцати ракаатов, был окончательно утвержден халифом Умаром (да будет доволен им Аллах) с согласия сахабов.

Согласно мнению ученых всех четырех суннитских мазхабов молитва таравих совершается в 20 ракаатов (10 молитв по 2 ракаата). Само слово «таравих» буквально означает ‎‎ — перерыв, отдых. Молитва называется так потому, что после каждых её четырёх ракаатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая наставление имама. После таравиха выполняется витр-намаз.

Молитва таравих совершается как индивидуально, так и коллективно. Между намазами принято читать следующее дуа (в ханафитском мазхабе):

سُبْحانَ ذِي الْمُلْكِ وَالْمَلَكُوْتِ سُبْحانَ ذِي الْعِزَّةِ وَالْعَظْمَةِ وَالْقُدْرَةِ وَالْكِبْرِياءِ وَالْجَبَرُوْتِ سُبْحانَ الْمَلِكِ الحَيِّ الَّذِي لا يَمُوْتُ سُبُّوْحٌ قُدُّوْسٌ رَبُّ الْمَلائِكَةِ وَالرُّوْحِ لا إلَهَ إلاَّ اللهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ نَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ وَنَعُوْذُ بِكَ مِنَ النّارِ

Транслитерация:

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут. Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут. Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут. Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух. Ляя иляяха илля ллааху настагфируллаа, нас’алюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар»

Перевод:

«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О, Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от ада».

*****

В последнее время распространилось мнение, что верующим, живущим в северных широтах, где сейчас лето и дни длинные, можно держать пост по мекканскому времени. Правда ли это?

Нет, для подобного мнения нет никакого основания в шариате, поскольку в Коране ясно сказано:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакара, 2/187)».

Выражение «белая нитка» указывает на момент начала рассвета, а выражение «черная нитка» означает темноту ночи, так что держать пост нужно до того момента, пока не зайдет солнце именно в данной местности (где живет постящийся), а не в Мекке или ином городе.

Если же человеку вообще тяжело держать пост по причине слабости здоровья в длинные летние дни, ему разрешается отложить его на более позднее время – на осень или зиму.

Можно ли купаться или принимать душ во время поста?

Читайте также:  Сильная головная боль и рвота признаки каких заболеваний

Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения, разрешается. Также разрешается принятие душа или обёртывание в мокрую простыню.

На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды.

Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) во время поста заворачивался в мокрую простыню.

Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

Можно ли чистить зубы, используя зубную пасту?

Это действие считается нежелательным, но пост не нарушает. Более желательно использовать мисвак для чистки зубов. Мисваком можно пользоваться в течение всего дня (это мнение ученых-ханафитов, в отличие от шафиитов, которые считают, что это делать можно только в первой половине дня).

Если случайно проглотил воду, когда совершал омовение?

Такое действие нарушает пост, однако требует лишь возмещения пропущенного дня поста. Каффара (искупление) не требуется.

Можно ли во время поста сглатывать слюну?

Согласно ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё.

Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны.

Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост.

Если у человека во время разговора губы смочились слюной и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста.

Нарушает ли пост рвота?

Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно.

На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, его пост нарушается» (Хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи ).

Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот), и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается.

Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться.

Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае, если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот. При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты.

Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае — неважно, проглотил он рвотные массы или нет.

Известно, что курение нарушает пост, а если человек случайно попал в помещение, где курили, и ему в рот или нос попал дым?

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п.

Но, если человек намеренно вдохнул дым через рот или нос, и тот попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был: дым благовоний, дым от сигарет и так далее.

Если дым попал человеку в нос или рот, случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.

Влияет ли состояние осквернения на действительность поста – к примеру, ночью между супругами была близость, и они не успели совершить полное омовение к началу времени поста? Или у человека ночью случилось семяизвержение, и он не успел искупаться?

Состояние «джанаба» (осквернение) никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен. В целом, пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.

Можно ли сдавать кровь во время поста?

Теоретически, анализ крови пост не нарушает, единственно, если у человека возьмут много крови, он может ослабеть, и ему тяжело будет держать пост.

Это же относится и к хиджаме. Во время поста можно делать хиджаму и это не нарушает пост, но человек может ослабеть и его состояние здоровья ухудшится.

Прием лекарств во время поста – что нарушает пост, а что нет?

Во время поста можно закапывать лекарство в глаза и в уши, можно делать лекарственные инъекции (если только это не введение в организм какой-то питательной жидкости), можно сдавать анализы крови, женщинам дозволяется осмотр у врача-гинеколога и введение лекарств в интимные органы.

Нельзя закапывать лекарство через нос (поскольку оно может попасть в рот и в желудок).

Можно ли целовать супруга (супругу) во время поста?

Если нет опасности, что это может привести к половым отношениям, то это разрешается.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным, или ты не постился с начала дня по уважительной причине?

Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам книги «Пост по ханафитскому мазхабу»

230147

Источник