Вызывать рвоту это грех

Вызывать рвоту это грех thumbnail

Чревоугодие в православии занимает первую ступень в списке смертных грехов. Почему Церковь так строго судит повышенную потребность человеческого организма в питании? Если Бог дает яства и питье для поддержания во здравии тела, храма Божьего, а человек с благодарением Всевышнему принимает пищу, то почему чревоугодие грех? Об этом далее в статье.

Исторический аспект

Угождение плоти свидетельствует о победе плоти над духовностью, позволяя всем страстям расцветать в христианском теле.

Что говорит церковь о страсти чревоугодия

Именно страсти погубили землю перед потопом, когда Творец не увидел в людях Божьего отражения, Он уничтожил Свое творение. Чревоугодие делает человека безобразным, уродуя храм Божий, что есть большой грех. Наполненное чрево становится тяжелой гирей для духовной души, тянет ее постоянно вниз, к страстям.

В Древнем Риме верхушка знати настолько погрязла в угождении своей плоти, что через чревоугодничество о горнем и не вспоминали. В некоторых случаях поклонению животу доходило до абсурда, когда организм уже не мог принимать пищу, а горло требовало продолжения банкета, обжоры вызывали рвоту специальными перьями и продолжали набивать себя едой.

Чем отличается обычное принятие пищи от чревоугодия

Принимая здоровую пищу каждый день, сообразуясь с постами и ограничениями, установленными Церковью, да еще делая это в кругу семьи и друзей, мы укрепляемся не только телесно, но и душевно. Некоторые священники называют принятие пищи христианами в совместной молитве благодарения продолжением Литургии.

После вознесения Иисуса, в ожидании схождения Утешителя, Духа Святого, первые поклонники Христа ежедневно собирались все вместе для вечеров любви, проводя время в принятии пищи и воспоминаниях о земной жизни Христа.

В обычном принятии пищи и небольшого количества вина нет греха, если при этом соблюдается мера. Как определить грань, много или достаточно? Где пределы обжорства и нормального количества еды?

Еда не может быть грехом, грешным становится отношение к ней.

Апостол Павел в послании Филиппийцам дал четкое определение чревоугодникам, написав, что чрево стало их богом, которому обжоры поклоняются, ставя еду на первое место в своей жизни. (Фил. 3:19)

Грех чревоугодия

Чревоугодие относится не только к пище, под это определение попадают несколько позиций:

  • чрезмерное принятие пищи;
  • упивание вином и другими спиртными напитками;
  • принятие пищи втайне;
  • несоблюдение воздержания во время постов;
  • сладкоедение в больших количествах.

К угождению плоти относится пьянство, наркотики, табак, для некоторых при этом сразу меркнет грех злоупотребления едой. Однако все это является пороками греховной страсти, зависимости, которая управляет человеком, не давая ему избавиться от греха самостоятельно.

Вино само по себе не грех, оно веселит сердце (Псалом 103:15) и способствует пищеварению (1 Тим.5:23), но при чрезмерном употреблении заканчивается распутством. (Ефес. 5:18).

Важно! Библия предупреждает, что зависимые от еды, алкоголя и других пагубных привычек грешники в Царство Божье не войдут. (1Кор. 6:10).

Церковь разделяет чревоугодие на два подвида:

  1. При чревобесии угодник уже не обращает внимания на качество и разнообразие принимаемых продуктов, для него главное впихнуть в себя как можно большее количество еды.
  2. Гортанобесие захватывает в свой плен более изысканных грешников, которые буквально поклоняются гурманству, создавая культ некоторых продуктов.

При гортанобесии человек готов выложить любые деньги и потратить время на приготовление любимого блюда, невзирая на бедность, нужды других людей или пост.

По словам священников, порой из-за угождения своему чреву рождаются страсти или блудливая похоть. Преподобный Нил Синайский сравнивает целомудрие при чревоугодничестве с соломой, пожираемой огнем.

Сопутствующие «друзья» чревоугодничества

Все грехи связаны между собой. При покаянии человек очищает свою душу для Иисуса, но постепенно леность отодвигает на второй план поклонение Богу, делая человеческий храм пустым, открытым для бесов, которые поспешат там поселиться. (Мат.12:42)

Чревоугодничество сопровождают:

  1. Гнев. Чревоугодники оправдывают гнев, в который часто впадают, своим ожирением. Входя в состояние волнения, начинается заедание стресса, приобретается при этом не покой, а накопление жира.
  2. Длительное обжорство нагнетает страх остаться без еды, рождается скупость. Грешащий человек начинает копить пищу, употребляя даже испорченные продукты, которые жалко выбросить. Скупцы часто доедают оставленную другими еду, презирая себя за это, но при этом ничего поделать не могут. Бес сильнее их жалкой плоти.
    Чем опасно переедание
  3. Стыд за поедание огромного количества продуктов вызывает тайноядение. При людях такой человек ведет себя вполне прилично, но набивает свое чрево в тайном уголке вдали от человеческих глаз.

Важно! Мало кто знает, что пожирание означает приношение жертвы, чрево становится идолом, требующим все больше жертвоприношений. Христиане, изменившие свой приоритет, становятся идолопоклонниками.

Молитвы в помощь страждущему:

  • Молитва Матроне Московской для похудения
  • Православные молитвы для похудения и от чревоугодия

Последствия угождения чреву

  1. Утяжеленная чрезмерным количеством пищи душа не способна войти в молитвенное состояние и думать о Боге больше, чем о еде.
  2. Обжорство поражает как интеллектуальные, так и творческие способности грешного человека.
  3. Растолстевший человек начинает себя ненавидеть, появляется комплекс неполноценности.
  4. Физическое тело становится непослушным из-за постоянного ношения ненужного жира, одышка и изнеможение преобразуются в постоянные спутники не только пожилых, но и молодых людей.

Первое, за что хватается чревоугодник, это диеты и некоторое подобие спорта, с которыми трудно справиться обленившемуся разуму. И разочарование снова приводит к неуемному поглощению еды.

Как избавится от греха чревоугодничества

В Евангелии от Матвея написано, что беса можно выгнать только одним путем, постоянно пребывая в молитве и посте. Святые отцы учат любому греху противопоставить добродетель, так пьянство побеждает трезвость, блуд — чистота; чревоугодничество — пост. Это настоящее блаженство иметь силу духовного, душевного и телесного воздержания.

Пост

Находиться в посте сейчас модно. Рестораны пестрят постными блюдами, кондитеры предлагают конфеты и печенья, приготовленные якобы без применения жиров животного происхождения.

Постная пища

Суть поста не в отказе от продуктов животного происхождения, а в усмирении своей плоти. Если человек одну вкусняшку заменил другой, то это не пост, а видоизменение продуктов питания. Во время поста суетная жизнь как бы замедляет свой темп, уделяя больше времени общению с Богом в храмах и кругу христиан.

Читайте о постах:

  • Рождественский пост
  • Великий пост 
  • Петров пост

Пост для чревоугодника — подвиг, на который только Творец дает силы. В постные дни приносится жертва Всевышнему, но не в виде приношений. Богу нужно сердце, дух сокрушенный, смиренный. Ущемляя свои желания, чревоугодники учатся бороться со страстями, и в этом им обязательно поможет духовный наставник.

Господь видит нашу слабую волю. Упав, не выдержав испытания, не стоит оставаться лежать, следует встать и все начать сначала. Все можно преодолеть в укрепляющем нас Иисусе. ( Фил .4:13)

Молитва дает силу

Святые угодники прекрасно знают о человеческой слабости. В книге «Лестница» преподобного Иоанна Лествичника чревоугодие поставлено на четырнадцатой ступени духовного возрастания из тридцати. Удивительно, но для победы над этой демонической страстью прежде следует расстаться с такими страстями:

  • ленью;
  • унынием;
  • злословием;
  • клеветой;
  • ленностью;
  • гневом;
  • многословием.

Преподобный Иоанн советует при возникновении мыслей о еде и перед принятием пищи постоянно пребывать в молитве.

Молитвы перед вкушением пищи

Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждъ нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. 

Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших. 

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови. 

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. 

Молитвы после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. 

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. 

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. 

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 
Аминь.

Против чревоугодия

Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Даруй мне обуздать свое чрево и приобрести добродетель воздержания.

Против лености

Помилуй мя Боже, яко немощен есмь! Помоги мне обуздать мою леность! Даруй мне ревность о спасительных деланиях и о стяжании необходимых мне добродетелей! Даруй мне силу трудиться и нести свой крест!

Во время моления следует четко уяснить, что за всякий грех придется дать ответ на суде.

Важно! С помощью духовного наставника для борьбы с чревоугодием в православии человек сам должен научиться устанавливать для себя наказание в виде физического труда и поклонов.

Молитвы перед едой

Маленькие советы от святых отцов

Для достижения победы над пагубной привычкой священники рекомендуют перед каждой трапезой молиться.

Тайная молитва для неумеренных в питании 

(читается устно после молитвы на принятие пищи)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

Господи, сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но прибывающее в живот вечный: очисти раба Твоего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждаго Духу Твоему, и даруй ему познать сладость Твоего животворящего духовнаго брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое.

Св. Алексию, человеку Божию

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Святителю Игнатию Брянчанинову

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас, сирых и безпомощных (имена), к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во что же вменил еси. Ты отвергся себе и, взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у Человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца и, помоги нам, покаянием очистившим христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Не следует забывать, что человек взят из праха и в него же превратится, при этом пища в желудке постоянно преобразуется в испражнения.

Необходимо научиться ненавидеть тот зловонный груз, разлагающийся в собственном теле.

При накладывании еды в тарелку следует каждый раз убирать из нее постепенно четвертую, третью, а затем и половину порции, которую можно будет скушать через 2 — 3 часа, если возникнет голод, но он не возникает так быстро.

Дьявол будет шептать на ухо, что ограниченный прием пищи вредит здоровью, но это только его ложь.

Совет! Домашние и близкие люди должны поддержать чревоугодника в его борьбе, перейдя вместе с ним на правильное питание.

Принципы достижения победы

  1. Свести до минимума применение специй, пряностей, солей и особенно приправ, содержащих глутамат натрия.
  2. Полностью отказаться от сладкого и сахара, заменив его медом и натуральным сахарозаменителями.
  3. Жирной пище объявить бойкот.
  4. Тщательно пережевывать еду, принимая пищу в молчании, без просмотра телевизора и чтения. Отвлекаясь на постороннюю информацию трудно контролировать количество съеденной порции.
  5. Пережевывая еду, следует читать молитвы, которые можно выписать на бумажку, пока они не отпечатаются в разуме.

Важно! Нет такого греха, за который бы Иисус Христос не заплатил Своей Святой Кровью. Главное — принять эту жертву умом и сердцем, положив у ног Спасителя чревоугодие и сопутствующие ему проблемы.

Протоиерей А. Ткачев о грехе чревоугодия

Источник

Добрый день, дорогие братья и сестры! Не все, но многие из нас, – особенно женщины, и я, признаюсь в том числе, страдают от избыточного веса. Чаще всего полнота и многие наши болезни возникают от чрезмерного питания. А в православии есть грехи такие даже , которыми мы страдаем – чревоугодие и сластолюбие. Как же избавиться от чревоугодия или избыточного питания?

Никакие диеты или голодовки нам не помогут, если мы вновь будем потом объедаться и пищу ставить”во главе угла” – (знаю по себе). Православной традицией даны нам нам в помощь посты или дни воздержания, (как раз сейчас у нас идет пост Рождественский или Филиппов). Не все конечно его придерживаемся мы, православные, но стараться, надо!
Да и в обычные дни сдерживать свою неуемную страсть к еде нужно. Хотя бы не кушать по средам и пятницам мясо и животную пищу.

В книге по православной медицине, “Дорога к храму – дорога к здоровью”
автор А. Семенова пишет:

” Святые отцы говорят, что тело – это осел, на котором мы должны доехать до Небесного града…если не докормишь его – свалится, если перекормишь – взбесится. Поэтому нужно держаться золотой середины. В этом как раз помогают посты…

Не буду повторять хорошо известные факты о болезнях, к которым приводит нерациональное избыточное питание. Ещё в 4 веке до нашей эры древнегреческий поэт писал: “Сытость погубила больше людей , чем голод…”

Богослов – Антоний Сурожский, предупреждает, что человек должен хотя бы в какие то периоды подняться над своим хищничеством. И на самом деле периоды такого воздержания мы чувствуем не только на своем теле, но в душе.

А вот что говорят святые Отцы нам.

В христианстве именно чревоугодие из всех 8 главнейших страстей ( чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость) должна побеждаться первой. Пусть страсть к еде и более слабое вожделение, по сравнению например с гневом или гордостью. Но как можно надеяться на победу над более сильным соперником, если не можешь одолеть даже слабейшего?

Фото из свободного доступа

Вот какие правила борьбы с перееданием советовали православные старцы: “Вступивший в борьбу с чревоугодием, должен во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; потом не поблажать пресыщению; в третьих, довольствуясь простой и дешевой пищей.”

Интересно, что с древнегреческого слова “чревоугодие” – переводится по – русски жадность, похоть, ярость или даже бешенство живота, чрева.

То есть, получается, что в каком-то смысле чревоугодие – это бешенство живота, которое рождает другие страсти. И укротить его – значит положить самый первый начальный путь в дело собственного спасения.

В помощь тем, кто грешен перееданием, чревоугодием и сластолюбием, конечно не только свой собственный настрой. Хотя это тоже важно. Главное ещё полюбить себя, не обвинять и не ругать бесконечно, а с помощью раскаяния, нужно на исповеди покаяться в грехе и начать с Божьей помощью и искренними молитвами.

Молитвы от избыточного питания.

  • Старайтесь хотя бы раз о себе и о своих домашних молиться такими словами:

“Господи, сладчайшее брашно наше, никогда же гиблющее, но пребывающее в живот вечный! Очисти раба Твоего (имя) от скверны чревообъядения, чуждой Духа Твоего, и даруй ему познати сладость Твоего Животворящего духовного брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и Святое живое и действенное Слово Твое”.

  • Другой вариант молитвы дан нам святым и праведным отцом Иоанном Кронштадтским.

Иоанн Кронштадтский. Фото из открытого доступа.

“Господи, призри милостиво раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя) познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь.”

Такие вот, дорогие друзья, советы и молитвы даются нам православными святыми отцами в помощь от избавления от чревоугодия. А может у вас есть какие – нибудь самих примеры, как избавиться от этой пагубной страсти? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Всем крепкого здоровья душевного и телесного, любви и всего нужного и полезного для нас, с Божьей помощью!

Надеюсь статья понравилась и была интересна.

Буду благодарна лайкам и комментариям.

Подписывайтесь на канал ” Святая помощь!”

Спасибо!

Источник

Босх. Страсть чревоугодия
Босх. Страсть чревоугодия

Грех
Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает
в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы,
прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины
человеческой души – этого тайника, где
зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов
они выделили и описали восемь главных страстей –
восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из
ада, от которых как ручейки и потоки берут начало
остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы
опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в
преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи,
которой диавол оковывает людей и влечет за собой как
победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой
должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая
сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится
поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи – чревоугодие. Многим людям
оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого
опасения, тем более что последствия этого греха, как
струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но
надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась
гармония между душой и телом человека. Тело –
инструмент души и органическая часть человеческой личности
– стало субстратом страстей и похоти. Тело –
рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела
повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой
сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией
греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь
свергнуть его с престола и самой стать царицей
человеческой тримерии – духа, души и тела.

Тело – это злой друг и добрый враг. Без тела не
формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не
могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая
плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши
низменных наслаждений – как Иуда за тридцать
сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело –
коварный спутник души на тернистом пути к небесному
царству, который то покорно следует за ней, то старается
увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к
вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и
диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится,
куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие – победа тела над духом; это широкое
поле, на котором бурно растут все страсти; это первая
ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в
преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог
взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его
не может пребывать в них. Допотопное человечество не
выполнило своего предназначения: плотское начало победило
духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти,
который стал началом конца. Человечество не только
погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став
земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов –
новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться
как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и
людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в
бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество
духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп
только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и
сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела
чревоугодников поглотило морское чрево, а души
демоноугодников – ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с
последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над
духом, а демон – над плотью, растлевая, развращая
ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника
невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши
животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело
чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на
железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную
дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может
глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как
свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро
ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не
может войти в молитвенные слова, как тупой нож –
резать хлеб. В этом смысле чревоугодие – постоянное
предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также
интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто
из выдающихся поэтов и художников не отличался
чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку.
Как на исключение можно указать на поэта Апухтина,
похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в
своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал:
«Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела,
доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости
постоянно преодолевать как преграду размеры собственного
живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с
пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну
бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир.
Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим
близким, что скоро его фигура будет походить не на
фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой
чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в
роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с
диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но
затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника.
Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и
смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после
очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в
желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать
упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и
гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание
пищи, это агрессия тела против души, постоянное
домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь,
требует от человека непомерной дани, это безумие чрева,
которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена
добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой
хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю
дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие – постоянное желание лакомой и
изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен
есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее
составляет меню с таким озабоченным видом, как будто
решает ребус или математическую задачу. Он тратит на
лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое
состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение –
стремление скрыть свой порок; раноядение – когда
человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не
испытав чувства голода; поспешное ядение – человек
старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не
разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов,
употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья
продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также
чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов.
Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал
воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и
гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или
поздно само станет пищей для червей, взятое из земли
– горстью земного праха; представить, во что
превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для
себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем
отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В
первое время человек будет испытывать чувство голода, но
когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи
четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в
своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения
пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон
искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он
ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой
для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой
смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел
побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление
пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой,
услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело.
Следует есть не спеша – так скорее появляется
чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда
утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время
был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры
отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может
машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также
советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда
бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо
подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если
жажда ложная, то она проходит, а если остается – то
естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание
представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые
узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью
гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще
волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать,
чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек
почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть
пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть
психическим состоянием – стремлением выйти из
стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а
лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек
готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только
бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты
как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое
время. Только когда продукты начинают портиться и гнить,
тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая
гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают
мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят
ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание
– когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает
тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при
людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит
удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место,
где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по
сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к
шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами,
достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что
славянское слово «пожирать» означает
«приносить жертву». Чревоугодник приносит
жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без
молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем,
непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во
время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на
мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой
постепенное поедание телом души, в результате чего в
человеке меркнет небесное, духовное начало, и он
становится слепой плотью.

Источник